Анатолий Бышовец — 20 лет после Сеула


Последний успех советского футбола датирован сентябрем-октябрем 1988 года

Анатолий Бышовец — 20 лет после Сеула


Последний успех советского футбола датирован сентябрем-октябрем 1988 г. Прошло 20 лет. Юбилей. Чем не повод поговорить с тренером олимпийских триумфаторов Сеула Анатолием Бышовцем.

Анатолий Федорович назначил встречу в одном из московских... автосервисов. «Машина забарахлила, — объяснил он. — Пока мастера колдуют, мы и поговорим». Полтора часа пролетели незаметно. Разумеется, одними олимпийскими воспоминаниями дело не ограничилось. Коснулись мы и Украины: несмотря на московскую прописку, тренер помнит свои киевские корни.

Тищенко медаль заслужил

— Два года вы плодотворно работали с олимпийской сборной. Неужели обошлось без интриг, противостояний, свойственных тому периоду?

— В то время с главным лицом советского футбола Вячеславом Колосковым у меня были хорошие отношения. Федерация предоставила мне карт-бланш. Это касалось и выбора состава, и проведения сборов. Удалось добиться полного разделения сферы деятельности между национальной и олимпийской сборными, что было моим непременным условием. Вплоть до разделения сметы и бюджета.

Интриги, конечно, случались. Пять игроков моей команды вызвали на товарищеский матч национальной сборной, но игровой практики они не получили. Кто-то думает, что я был против участия Алексея Михайличенко и Игоря Добровольского в чемпионате Европы... Однако я не враг самому себе. Понимал, что будет с футболистами, если их лишить возможности сыграть на Евро-1988. Михайличенко, напомню, тогда был одним из лучших в команде Валерия Лобановского. А Добровольский не поехал в Германию из-за травмы.

— Правда, что в те времена при формировании различных сборных учитывался национальный фактор? Республиканские руководители проталкивали своих представителей?

— В моей команде такого не могло произойти по определению. Хотя играли и москвичи, ребята из Украины, литовцы Нарбековас и Янонис, грузин Кеташвили.

— Нынешний наставник сборной Украины Алексей Михайличенко был одним из лидеров той, золотой, команды. Более того, Алексей Александрович мальчишкой постигал азы футбола в динамовской школе у тренера Бышовца. Как строились отношения учителя и ученика уже на уровне олимпийской сборной?

— Конечно, к Михайличенко у меня было особое отношение. Алексей — коренной киевлянин, как и я. Однако никаких послаблений ему не давал. Напротив, требовательность была намного жестче, чем к остальным игрокам. К слову, когда я пригласил Михайличенко в олимпийскую команду, он не был основным игроком киевского «Динамо». В 1986 г. даже собирался уходить в «Динамо» московское. Думаю, благодаря игре в нашей команде Алексей сумел стать основным игроком и в Киеве, и в национальной сборной. Характера и мастерства ему было не занимать. Кроме того, Михайличенко мог создать хорошую атмосферу в коллективе — одной шуткой снять эмоциональную напряженность.

— Расскажите об остальных украинцах в олимпийской сборной. Владимир Лютый, Алексей Чередник, Вадим Тищенко — трио из «Днепра»...

— ...Я бы в этот список включил еще и Володю Татарчука. В то время он был игроком ЦСКА, но корни-то у него украинские, начинал играть во Львове. Кстати, именно Татарчука мне напоминает сегодняшний Аршавин — юркий, быстрый, координированный, непредсказуемый. Володя был игроком второго ряда.

Глубину же атаки удерживал другой Владимир — Лютый. Мы и сегодня с ним общаемся, Лютый работал у меня в тренерском штабе в московском «Локомотиве». Володя забил несколько решающих голов в отборочной кампании, а в финальном матче именно он сбросил мяч головой Юрию Савичеву, забившему победный гол бразильцам.

Алексей Чередник действовал на позиции левого защитника — жесткий, агрессивный игрок, любил постоянно подключаться к атаке. Увы, финал он пропустил из-за перебора карточек. Его позицию «закрыл» Женя Яровенко, который, кстати, спустя несколько месяцев перешел в «Днепр».

— А что же Тищенко? В олимпийской заявке его фамилия присутствовала, но на поле нынешний тренер «Днепра» так и не появился...

— Это весьма интересная история. Тищенко многое сделал для команды в отборочном цикле. Но практически весь 1988 г. ушел у него на восстановление после операции. В короткие сроки нужно было набрать физическую форму, нарастить мышечную массу. В Днепропетровске врачи давали ему препараты, которые, увы, оказались в списке запрещенных. Накануне отлета в Корею позвонил председатель Госкомспорта СССР Марат Грамов и сообщил, что Тищенко в Сеуле использовать нельзя. Он не прошел допинг-тест. Мне вообще предлагали Вадима не брать в команду, но я боролся за каждого игрока. Уверен и по сей день, Тищенко честно заработал золотую медаль!

КОСМИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ

– Регламент футбольного олимпийского турнира в 1988-м позволял заявлять футболистов любого возраста, но с оговоркой – они не должны быть «заиграны» на чемпионатах мира.

– Назову несколько фамилий, и вы поймете, какого же высокого уровня получился турнир в Сеуле. Хесслер, Клинсманн, Ридле – в немецкой сборной, Пальюка, Феррара, Тассоти, Риццители – у итальянцев. Наконец бразильцы: Ромарио, Бебето, Таффарел. Между прочим, на пути в Сеул мы обыграли сильную сборную Болгарии во главе с Христо Сточковым. Проведу историческую параллель – советская сборная не могла выиграть олимпийский турнир на протяжении 32 лет, хотя выставлялась национальная команда против любителей.

– Обыграть бразильцев на любом уровне всегда считалось сродни подвигу. Но ведь в полуфинале ваша команда победила итальянцев. Неужели не было настроений, что задача-то уже выполнена, можно и расслабиться?

– Сборная была нацелена на обязательную победу. Это и есть ответ на ваш вопрос. Финалу предшествовала цепь интересных событий. Игра с итальянцами получилась в высшей степени тяжелой, драматической, я бы сказал. «Скуадра» серьезно отнеслась к Олимпиаде. Старт Серии А – святая святых для итальянцев – отложили ради поездки в Сеул. Мы проигрывали, но вырвали победу в дополнительное время – 3:2. В некоторых эпизодах я вынужден был даже переходить на ненормативную лексику, чтобы идущие побежали, падающие – вставали. Эмоциональных и физических сил команда израсходовала массу. А впереди – финал с Бразилией!

Я принял решение увезти команду из олимпийской деревни. Вы не представляете, каких сил мне стоило убедить всесильного чиновника Грамова в правильности такого шага. Для нас освободили корабль «Михаил Шолохов». Догадываетесь, что проиграть мы уже не имели права.

– Догадываюсь. Но, согласитесь, только от вида бразильского флага у многих футболистов начинали трястись коленки.

– Сегодня я хорошо знаю ментальность бразильцев. Поработал в португальском «Маритиму», в «Локомотиве» у меня играли соотечественники Пеле. Когда мы столкнулись в тоннеле перед выходом на поле, Ромарио и Бебето смеялись, пели, пританцовывали самбу. Наши парни испытали настоящий шок. Тогда я произнес: «Спокойно. Они смеются сейчас, мы посмеемся после игры».

– Посмеялись от души?

– Этому предшествовала битва в 120 минут. У той команды была фантастическая психологическая устойчивость и совместимость. Космическая совместимость! Вспоминаю, как пробивал пенальти Добровольский. Вальяжно, издевательски над Таффарелом. А ведь на тот момент мы проигрывали. Все висело на волоске.

– Большому празднику не помешала даже антиалкогольная кампания, затеянная в стране в конце 1980-х?

– Мы вернулись на пароход. Столы были уже накрыты! Однако на следующий день нас ждали в олимпийской деревне для вручения золотых медалей и значков «заслуженный мастер спорта». Пришлось упредить ребят: «Отмечаем скромно, аккуратно». Выпили вина, шампанского, свеженькими явились на награждение. После официальных мероприятий расслабились уже без ограничений (смеется). Добавлю, что одним из первых поздравил меня с победой наш легендарный гандбольный тренер Игорь Турчин. С Игорем Евдокимовичем мы много общались в Сеуле.

– Планируете собрать олимпийских чемпионов? Как в романе Александра Дюма «Двадцать лет спустя»...

– Уже есть договоренность с Российским футбольным союзом, мэром Москвы Юрием Лужковым, председателем Олимпийского комитета России Леонидом Тягачевым. Надеюсь, что осенью мы соберем всех ребят. Будем чествовать их как героев. Что и говорить, победа в Сеуле оказалась последней для нашего общего футбола.

ПАРНОСТЬ СЛУЧАЕВ

– В Корею вы вернулись довольно скоро. В 1994 г. работали со сборной этой страны на чемпионате мира, а через два года в вашей тренерской судьбе «нарисовался» еще один олимпийский турнир – в Атланте. Правда, тогда обошлось без медалей...

– Давайте вспомним, что формат турнира поменялся. В нем принимали участие лишь футболисты не старше 23 лет, усиленные тремя дядьками-наставниками. В Корее же игроки этого возраста были студентами, а по местным правилам (они очень похожи на правила НБА) никто из студентов не имел права заключать профессиональный контракт. По сути в моей команде играли всего два профи.

– Получается, выставляли любителей против молодых звезд Серии А? Если не ошибаюсь, в одной группе с вами выступали итальянцы?

– Не ошибаетесь. Итальянцы меня преследуют всю жизнь (смеется). Тренировал «Скуадру адзурру» Чезаре Мальдини, который привез в Америку в качестве усиления для молодых Пальюку, Криппу. Кроме того, жребий определил нам в соперники сборные Мексики и Ганы. Первый матч у африканцев мы выиграли (гол тогда забил Хван Сун Хон – в будущем один из лидеров национальной сборной), затем сыграли вничью с мексиканцами известного тренера Боры Милутиновича. Между прочим, «ацтеки» чувствовали себя как дома: в Атланте огромная мексиканская диаспора. Корейцы выстояли! В последнем матче нас поджидала Италия с... нулем очков в таблице.

– Извините, но где-то такой сюжет вам уже встречался?

– В Швеции на чемпионате Европы. Шотландцы выходили на матч с нами, потеряв все шансы. Дальше – больше. Два мяча в наши, то есть – в корейские ворота, залетали после рикошетов. Парность случаев. Кстати, в четвертьфинал мы не смогли пройти из-за худшей разницы мячей. Я разговаривал позже с Мальдини, Пальюкой (мы были хорошо знакомы с итальянским вратарем – в Генуе он жил в одном доме с Михайличенко), оба заявили: «Извините, но три игры мы не могли проиграть. Как бы нас потом в Италии болельщики и пресса встретили...».

– Трудно было работать в Корее? Очевидцы рассказывают, что условия там для европейца непростые, даже суровые.

– Прежде всего ты должен понять, что в Корее – человек чужой, работающий по контракту. Нужно уважать традиции страны, язык. В то же время проявлять принципиальность в профессиональных вопросах.

– Например?

– В Корее так сложилось исторически, что определение состава всех сборных – прерогатива технического комитета федерации. Я потратил много сил и нервов, чтобы последнее слово оставалось за главным тренером. Это была настоящая война, и мне удалось ее выиграть. Добавлю, что очень мне помог в Корее украинский тренер Семен Альтман, работавший с вратарями.

МАСЛОВ ПРОТИВ «ВТОРОГО СТРЕЛЬЦОВА»

– Во время празднования 80-летия киевского «Динамо» зрителям показали ролик поздравлений vip-персон вроде Зеппа Блаттера и Мишеля Платини и просто футбольных людей. В вашем поздравлении прозвучало, что до сих пор «ощущаете себя динамовцем». Слова были искренними?

– А вы сомневаетесь? Считал и считаю себя динамовцем. Я с раннего детства жил интересами команды: динамовская школа, дубль, основной состав. В Киеве в то время была очень благодатная почва.

– К играм главной команды вас начал привлекать Виктор Маслов?

– Да. Виктор Александрович был не только большим специалистом в области футбола, но и педагогом. В 1966-м я не поехал на чемпионат мира в Англии, хотя наш тандем с Анатолием Банишевским эффективно работал в юношеской и молодежной сборных. В конце сезона мог стать лучшим бомбардиром чемпионата. Однако Маслов не поставил меня в состав в последней игре, а Дануташвили из тбилисского «Динамо» – мой конкурент – забил сразу... пять. Это потом я узнал, что Маслов очень боялся, чтоб я не стал «вторым Стрельцовым».

– То есть?..

– В том смысле, что быстро получу все и не сумею удержать себя в рамках дозволенного. В любом случае Виктору Александровичу я благодарен. Он сделал из меня форварда. Ведь начинал я еще инсайдом по системе «дубль вэ». Маслов первым ввел игру по системе 4 – 4 – 2. И основа этой схемы заключалась в двух нападающих. Кто-то утверждает, что первыми по такой модели заиграли англичане на чемпионате мира-1966... Не верьте! Киевское «Динамо» и Маслов совершили прорыв.

АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ «ШАХТЕРА»

– Судьбе было угодно распорядиться таким образом, что коренной динамовец поработал на благо главного конкурента киевлян – донецкого «Шахтера». Только пребывание ваше в столице Донбасса оказалось слишком коротким. Почему?

– Здесь несколько причин. Возглавил я команду в середине сезона-1998/1999. В «Шахтере» шел процесс смены поколений. Да и неожиданная отставка предыдущего тренера Валерия Яремченко многими игроками была воспринята в штыки. Президенту клуба Ринату Ахметову задавали вопросы: «Почему? Может, стоит вернуть тренера?» Кроме того, я совершил ошибку, что приехал в Донецк один, без своего тренерского штаба.

– Неужели не было в работе ни одного светлого пятна? «Шахтер» стал серебряным призером под вашим руководством.

– Скорее, мы играли по инерции. Команде нужна была свежая кровь. Я начал доверять молодым – Тимощуку, Воробью, на подходе был Белик. Однако в короткое межсезонье нам не удалось доукомплектоваться, а главное – продать игроков, которые тормозили процесс. Проблема «ядра» оставалась. Многие футболисты по-прежнему чувствовали себя хозяевами. Разыгрывалась также карта, что в Донецке я человек временный. Да и стопроцентного результата у нас не было.

– И все-таки, на мой взгляд, главное – доверие к тренеру Рината Ахметова. Мирча Луческу проигрывает матчи, турниры, а работает уже пятый год.

– Не сравнивайте два разных периода. Девять лет назад Ахметов, вернее – его бизнес был зависим от центра. А в Киеве меня не слишком-то хотели видеть в чемпионате Украины. В конце концов я сам пришел к Ринату Леонидовичу и сказал: «Моя отставка будет благом для всех».

– С Ахметовым отношения поддерживаете?

– Безусловно. У меня сохранились самые теплые воспоминания от общения с этим человеком. Среди владельцев и руководителей футбольных клубов мало людей, которые в своих поступках были бы настолько честными и пунктуальными.

– Правда ли, что благодаря вам футболисты «Шахтера» начали учить английский язык?

– (улыбается). Мне кажется, невозможно добиться какого-то результата без культурного, интеллектуального уровня. Македонский стал великим полководцем, возможно, потому, что учителем у него был Аристотель. Теперь же английский в «Шахтере» нашел и практическое применение. В клубе появились иностранные игроки, тренеры. Без знания языков невозможно даже элементарное общение. Мне как-то позвонил Ринат Леонидович: «Теперь ребята стали понимать, зачем им нужен английский. Раньше думали, что это ваша прихоть».

ПУТЬ К ОЛИМПИЙСКОМУ «ЗОЛОТУ»

Отборочный турнир (1986-1988 гг.)

Норвегия – СССР – 0:0.

Турция – СССР – 0:2 (Лютый, 23, Добровольский, 70).

Болгария – СССР – 0:1 (Михайличенко, 63).

СССР – Норвегия – 1:0 (Лютый, 48).

Швейцария – СССР – 2:4 (Тюркильмаз, 16, Кундерт, 58 – Лютый, 36, Добровольский, 65, с пенальти, Баранаускас, 79, 83).

СССР – Турция – 2:0 (Ю.Савичев, 36, Бородюк, 86).

СССР – Болгария – 2:0 (Михайличенко, 41, Е. Кузнецов, 72).

СССР – Швейцария – 0:0.

ФИНАЛЬНЫЙ ТУРНИР (18 сентября – 1 октября 1988 г.)

Групповая стадия

СССР – Южная Корея – 0:0.

СССР – Аргентина – 2:1 (Добровольский, 7, Михайличенко, 22 – Альфаро Морено, 78, с пенальти).

СССР – США – 4:2 (Михайличенко, 6, 47, Нарбековас, 18, Добровольский, 44, с пенальти – Гуле, 65, Дойл, 84).

Четвертьфинал

СССР – Австралия – 3:0 (Добровольский, 50, с пенальти, 54, с пенальти, Михайличенко, 62).

Полуфинал

СССР – Италия – 3:2, доп. время (Добровольский, 78, Нарбековас, 93, Михайличенко, 107 – Вирдис, 50, Карневале, 120).

Финал

1 октября 1988 г. Сеул. Олимпийский стадион. 73 000 зрителей.

СССР – Бразилия – 2:1

Голы: Добровольский (61, с пенальти), Ю.Савичев (105) - Ромарио (30).

СССР: Харин, Кеташвили, Горлукович, Яровенко, Лосев, Михайличенко, Е.Кузнецов, Нарбековас (Ю.Савичев, 46), Татарчук, Добровольский, Лютый (Скляров, 116).

Бразилия: Таффарел, Луис Карлос, Андре Круж, Алоизио, Жоржиньо, Андраде, Милтон, Нето (Эдмар, 74), Карека, Бебето (Жоао Пауло, 75), Ромарио.

Удаления: Татарчук (110) – Эдмар (118).

КАК СЛОЖИЛИСЬ СУДЬБЫ ЧЕМПИОНОВ

Вратари

Дмитрий ХАРИН (родился 16.08.1968 – сейчас 40 лет).Живет в Лондоне, тренирует вратарей в одном из английских футбольных клубов.

Алексей ПРУДНИКОВ (20.03.1960 – 48). Живет в Москве, агент ФИФА.

Защитники

Сергей ГОРЛУКОВИЧ (18.11.1961 – 46).Живет в Москве, главный тренер клуба первого российского дивизиона «Витязь» (Подольск).

Гела КЕТАШВИЛИ (27.09.1965 – 43). Живет в Тбилиси, капитан дорожной полиции МВД Грузии. Инспектирует матчи национального чемпионата. Сдал золотую медаль, полученную за победу в Сеуле, в фонд помощи беженцам из Абхазии.

Виктор ЛОСЕВ (25.01.1959 – 49). Живет в Москве, тренер молодежной сборной России.

Игорь СКЛЯРОВ (31.08.1966 – 42). Живет в Аллентауне (штат Пенсильвания, США), тренирует детей. Совладелец детской футбольной школы. Перебрался в Америку семь лет назад вместе с супругой, чемпионкой мира по спортивной гимнастике Натальей Юрченко.

Сергей ФОКИН (26.07.1961 – 47). Живет в Германии, владелец ресторана.

Алексей ЧЕРЕДНИК (15.09.1960 – 48). Живет в Донецке, селекционер ФК «Шахтер».

Арвидас ЯНОНИС (6.11.1960 – 47). Живет в Австрии, работает в строительной компании.

Евгений ЯРОВЕНКО (17.08. 1963 – 45). Живет в Казахстане, был главным тренером клуба «Есиль» (Петропавловск), 23 сентября отправлен в отставку.

Полузащитники

Игорь ДОБРОВОЛЬСКИЙ (27.08. 1967 – 41).Живет в Кишиневе, главный тренер сборной Молдавии.

Евгений КУЗНЕЦОВ (30.08.1961 – 47). Живет в Швеции, тренирует любительскую команду.

Алексей МИХАЙЛИЧЕНКО (30.03.1963 – 45). Живет в Киеве, главный тренер сборной Украины.

Арминас НАРБЕКОВАС (28.01.1965 – 43). Живет в Вильнюсе, президент ФК «Жальгирис».

Игорь ПОНОМАРЕВ (24.02.1960 – 48). Живет в Швеции, безработный.

Владимир ТАТАРЧУК (25.04.1966 – 42). Живет в Москве, играет за ветеранов.

Вадим ТИЩЕНКО (24.03.1963 – 45). Живет в Днепропетровске, тренер ФК «Днепр».

Оцените этот материал:
Источник:
http://2000.net.ua/
Комментарии
Войдите, чтобы оставлять комментарии. Войти
Time T (Запорожье)
да, видно после ухода из спорта неростерялись) молодцы)
Ответить
0
0
Вернуться к новостям
Комментарии 3
Time T (Запорожье)
да, видно после ухода из спорта неростерялись) молодцы)
Ответить
0
0
Лучший друг (5горск)
Да, славные страницы советской истории приятно вспамнить.
Ответить
0
0
Mogar (Одесса)
Эх молодчаги !!!
Ответить
0
0

Новости Футбола

Лучшие букмекеры

Букмекер
Бонус