Игорь Леонов: 'За футболистами следят годами"

Игорь Леонов: 'За футболистами следят годами"


Час в компании с Игорем Леоновым пролетел как одно мгновение. Ветеран «Шахтера» искренне ответил на вопросы посетителей официального сайта «горняков» и корреспондентов клубной пресс-службы.

–– Игорь Иванович, как ваша жизнь связалась с футболом?

–– Да в Керчи, кроме футбола, и заняться было нечем!

–– Почему, например, моряком не стали?

–– Не знаю, просто с детства во дворе бегал с мячом. А в первый класс уже пошел футболистом местной ДЮСШ. И так до десятого класса.

–– А правда, что вас чуть ли не с выпускного вечера забрали в «Таврию»?

–– Правда на сто процентов. После выпускного вечера меня ждала машина. Тогда такие микроавтобусы были — «Рафики». Я сел и поехал в Симферополь. А вечером следующего дня мы уже вылетели в Душанбе, я сыграл матч за «дубль».

–– И с каким счетом сыграли?

–– Ой, лучше не спрашивайте! Проиграли 5:1. Жара была сумасшедшая. В тени, наверное, +50. Очень было тяжело. В общем, так я попал в «Таврию».

–– До этого вы знали, что вами интересуется симферопольский клуб?

–– Да, сначала руководство «Таврии» достигло договоренности с моими родителями. То есть мой переход нельзя назвать спонтанным. А потом поиграл полсезона за «дубль». Это было в 1984 году. Команда вылетела из первой лиги, куда в 1987 году нам удалось вернуться. В 1988 году я оказался в «Шахтере». В «Таврию» меня приглашал Анатолий Дмитриевич Коньков, который затем возглавил донецкий «Шахтер» — сперва в качестве второго тренера, а затем и старшего.

–– То есть своим переходом как в «Таврию», так и в «Шахтер» вы обязаны Конькову?

–– Да. Может, я бы и раньше оказался в Донецке, просто в 1985 году меня «сдали» в армию, служил в симферопольских пограничный войсках.

–– День пограничника отмечаете?

–– Конечно! Но, по сути, я служил только полтора месяца: лишь прошел курс молодого бойца. А потом только числился в армии. Ну а после получения военного билета сразу перешел в «Шахтер».

–– Тогда для вас это стало прорывом в карьере?

–– Как сказать. Прорывом в карьере можно считать и выход в составе «Таврии» в первую лигу. Если честно, я не хотел уезжать. Все-таки в Симферополе провел три года. Но так получилось, что приехал в Донецк, и ни о чем не жалею.

–– Могли бы сравнить чемпионат Советского Союза с украинским?

–– Дело в том, что мне не удалось поиграть в высшей лиге чемпионата СССР. Вторая лига была сильная, первая — еще сильнее... В первых числах декабря уладил все вопросы о своем переходе с руководством. Хотел на новый год съездить домой ненадолго. Но 31 декабря меня осмотрел клубный врач, после чего выяснилось, что у меня болезнь Боткина. Команда 2 января улетела на сборы в Сочи, а я 15 дней пролежал в донецкой больнице.

–– Есть информация, что вы начинали свою карьеру в керченском «Океане»…

–– В девятом классе я провел за эту команду 8—9 игр, в десятом — отыграл практически все матчи первого круга, после чего перешел в дублирующий состав «Таврии».

–– Каково было в 17 лет играть с профессионалами?

–– Конечно, было тяжело. Но я с ними тренировался, провел сборы и в 9-м, и в 10-м классе. Не знаю, может я один такой был в Керчи? (Улыбается.)

–– На какой позиции начинали играть?

–– Можно сказать, на позиции свободного художника, то есть нападающего или под нападающими. В юношеских сборных играл левого или правого защитника, а в «Океане» и «Таврии» больше играл в середине поля. После развала Союза уехал на год в Австрию. А когда вернулся, Валерий Яремченко поставил меня на позицию последнего защитника.

–– Значит, первый чемпионат независимой Украины вы пропустили?

–– Да, но если честно, лучше бы я не уезжал. За год пребывания в Австрии я поиграл за две команды. Конечно, в то время для меня все было в диковинку. Там ты принадлежишь самому себе, никто за тобой следить не будет. Мы с Лехой Кобозевым уехали в январе 1992 года. В итоге он задержался сначала в Австрии, позже переехал в Германию, где живет и сейчас. А я просто собрал вещи, никому ничего не сказал, получил зарплату и уехал.

–– Игорь, какая работа вам больше по душе: тренера или селекционера?

–– Эти профессии трудно сравнивать. На тренере, как и на селекционере, лежит большая ответственность. Селекционеры часто путешествуют, просматривают множество игр, футболистов. Тренер — другая профессия. Ты отвечаешь за всю команду.

–– По вашему мнению, кто из игроков в ближайшем будущем может оказаться в «Шахтере»?

–– Об этом уже так много сказано, что не хотелось бы повторяться. Могу сказать, что очень много хороших футболистов могут оказаться в «Шахтере» по первому зову.

–– Игорь, какова судьба вашего товарища Юры Беличенко? Знаю, что несколько лет назад он тренировал ребят в «Шахтере», а чем и где сейчас занимается?

–– Юра сейчас ничем не занимается. Был он тренером. Но его группу расформировали. Сейчас он выступает за команду ветеранов. Играем мы довольно успешно. Вот 13 сентября на ЦС «Шахтер» играем очередную игру. Приходите и поддержите нас!

–– Мы видели, что на открытии «Донбасс Арены» вы больше всего общались с Андреем Канчельскисом. У вас теплые отношения?

–– Конечно, мы же играли в одной команде! В 1991 году у нас был прекрасный коллектив. К сожалению, его распаду поспособствовал финансовый вопрос. Ведь многим ребятам нужно было как-то кормить семьи. Если бы удержали ту команду, то мы бы в Украине навели шороху! В 1991 году в чемпионате СССР сыграли 14 игр без поражений, лишь в Днепропетровске проиграли со счетом 1:3, хотя после первого тайма вели 1:0. Кстати, в 1988, 1989 году болельщики на стадион ходили слабо, а в 1991 — практически на всех матчах стадион был заполнен.

–– Какую должность в клубе вы сейчас занимаете?

–– Сейчас я снова работаю тренером-селекционером.

–– Как вы думаете, мировой футбол когда-нибудь вернется к схеме с последним защитником?

–– Как сказать. Сейчас команды играют в линию, но все равно страхующий игрок должен быть. Один борется, другой — страхует. Например, почему сборная Украины на ЧМ-2006 вошла в восьмерку лучших? По сути Русол тогда играл последнего защитника. Разве что, раньше больше подсказывали. Вообще, надо больше разговаривать на поле. Например, «опорнику» без подсказки тяжело, так как он не может видеть, что происходит за спиной. Также в футболе важно быстро начать атаку своей команды

–– Расскажите, как поживает ваша семья. Как дочери?

–– Спасибо, очень хорошо! В этом году 21 год совместной жизни. Старшей дочке — 20 лет, младшей — 9. Цветут и пахнут! Старшая уже учится на третьем курсе в институте, младшая — перешла в четвертый класс.

–– Младшая дочь знает, кем ее папа был раньше?

–– Конечно! Она была на открытии «Донбасс Арены». Ей настолько понравилась, что теперь хочет, чтобы я брал ее с собой на все матчи.

–– Поделитесь впечатлениями о «Донбасс Арене».

–– Я был на многих стадионах. Есть хорошие арены в Бразилии, Аргентине, Германии. Даже в Китае мне приходилось бывать. Но наш стадион — один из лучших. Не могу передать словами чувства, которые испытал при выходе на поле во время открытия. Это одно из сильнейших впечатлений, которые я испытал в жизни. Были приблизительно такие же эмоции, когда впервые вышел на поле переполненного ЦС «Шахтер».

— Игорь, как вы оказались в свое время в Китае?

— После того как я полгода отыграл в донецком «Металлурге», поступило предложение попробовать свои силы в Китае. Я там провел две недели, и не знаю, честно говоря, как я это все выдержал. Тогда мне было 34 года, и физические нагрузки, которые там предлагались, были для меня несколько большими. Хотя возможность зацепиться там у меня была, но до сих пор не жалею о том, что все получилось именно так, как получилось. Первую неделю я жил там вообще сам. Потом подъехали еще ребята из Украины, и стало гораздо легче. Представьте: тренировочная база напоминает военную, в ней размещается 12 или 14 команд, столько же полей, бараки, китайцы ходили строем, благо, легионеров эта участь миновала. Каждый день мы проводили по одной игре, но не это самое страшное, все это происходило в высокогорном районе Китая, кислорода не хватало. Через эту базу, словно, по конвейеру, проходили футболисты со всего мира: бразильцы, французы, балканцы, русские…

— Есть ли перспектива появления в скором времени техничных игроков из Академии «Шахтера» в основном составе команды?

— Многие ребята, особенно в возрасте до 20-ти лет, очень хорошо подготовлены, и перспектива такая есть. Если они повысят к себе требования, то вырастут в хороших футболистов. Многие из них сейчас играют в молодежном составе «Шахтера». С ними работает Валерий Иванович Яремченко, человек, который как никто другой умеет работать с молодыми футболистами. Ему помогают Сергей Попов и Геннадий Орбу. Поверьте, у этих людей есть чему научиться.

— Как вы считаете, Дмитрий Чигринский заиграет в «Барселоне»?

— Ему точно будет нелегко, ведь конкуренция там будет очень и очень серьезной. Но, тем не менее, Дима там должен заиграть. У него, во всяком случае, все для этого есть. Самое главное в этом случае — доверие тренера, а мне кажется, это у него будет. Ведь не напрасно же за него отдавались такие деньги, и даже более того, за Чигринским ведь не вчера следить начали. Уверен, что его просматривали долго. Плюс ко всему у Димы серьезный опыт международных матчей, и Кубок УЕФА есть в его послужном списке.

— Скажите, сколько времени тратится на полное изучение футболиста для того, чтобы заключить с ним контракт?

— Как такового срока нет. Бывает, даже годами. Допустим, когда мы были в Бразилии, нам рассказывали, что за Кака следили очень долго. Изучаются не только его футбольные способности, но и его околофутбольные занятия и поведение, образ жизни. Информация собирается из всех источников, из каких только можно.

— Кто сможет заменить в «Шахтере» ушедшего Чигринского?

— Замену такому футболисту найти непросто. У нас есть хорошие защитники. И, прежде всего, в команде есть главный тренер, который лучше каждого из нас знает, кто сможет занять эту позицию. А хороших защитников у нас достаточно, поэтому тот, кто будет меньше ошибаться, тот и будет играть.

— Игорь, что вы можете сказать о шансах сборной Украины в отборочном раунде Чемпионата мира-2010?

— Думаю, второе место наша команда займет, и, каким бы утопичным это ни казалось, мы обыграем Англию со счетом или 2:1 или 1:0, а с Андоррой проблем возникнуть не должно. При этом я уверен в том, что англичане будут играть на победу, это не та команда, которая будет действовать в полсилы. Вспомните, ведь на «Уэмбли» украинцы выглядели неплохо. Тем более в нашей команде много опытных проверенных игроков, и именно сейчас они должны повести за собой молодых. Ведь для одних это последний шанс попасть на Чемпионат мира, а для других — первый. За эту возможность они должны цепляться изо всех сил.

— Как вам новичок команды — Василий Кобин?

— Да, парень в команде новичок, но самое главное его качество — он боец. Он пришел в команду, выигравшую Кубок УЕФА. Но Василий не стушевался и не потерялся в коллективе. Молодец! Другой на его месте себя так бы не повел. Будет продолжать так же подходить к тренировкам — будет расти. Мне он напомнил Сережу Щербакова, когда он пришел в «Шахтер». Они вместе с Сергеем Ребровым, будучи молодыми спортсменами, не растерялись среди старожилов команды. На тренировках выкладывались так, что расположили к себе не только тренеров, но и футболистов.

— Поделитесь своим мнением о юношеском чемпионате Европы, проходившем в Донецке и в Мариуполе?

— Знаете, мне есть с чем сравнивать. Несколько лет назад я был на таком же турнире, но в Германии. И могу сказать, что недавний чемпионат на порядок выше того. В Германии все проходило на маленьких стадиончиках, зрителей было немного, а здесь же совсем другое дело. Приглянулись несколько ребят из сборных Сербии, Франции. А в финале наши ребята совсем ничего не дали сделать англичанам. Видимо, поймали кураж и не могли сыграть иначе на глазах у переполненных трибун. И думаю, хорошо, что провести турнир такого уровня решили именно здесь, в Донбассе. Кто знает, чем бы все закончилось, попади он в другие руки.

— Игорь, как вы думаете, почему в «Шахтере» в последнее время так остро стоит проблема реализации голевых моментов форвардами команды? Им не хватает мастерства или есть иные причины?

— Я бы не сказал, что реализация «хромает». Тогда бы мы и Кубок УЕФА не выиграли. Есть, конечно, некоторые игроки, у которых небольшие проблемы. Но, думаю, в этом году наши нападающие забьют больше. Нужно же брать во внимание и то, что все зависит от тактики, выбранной тренером. Я не могу сказать, что в «Шахтере» плохие нападающие.

— Как вы считаете, кто из трех соперников «Шахтера» в Лиге Европы более опасен?

— Думаю, «Тулуза». Я видел много их игр. Там есть сильные нападающие. Чего только стоит Жиньяк — игрок сборной Франции. Хотя 3—4 года назад я поставил бы на первое место по опасности «Партизан» — пока они не распродали своих лидеров. Все-таки опасаться надо всех. Нужно занять в группе первое место.

— Как вы думаете, в состоянии ли нынешний «Шахтер» повторить еврокубковый успех прошлого сезона, то есть выиграть Лигу Европы первыми?

— Два раза подряд такой трофей выигрывала «Севилья». Почему бы «Шахтеру» не сделать то же самое. Говорят, что аппетит приходит во время еды. Ребята уже поверили в свои силы. Поэтому все в их руках. Мне бы этого очень хотелось.

— Хотелось бы вам задать сразу несколько вопросов. Тренерам, работающим в структуре «Шахтера», запрещено тренировать другие украинские команды? Если нет, то почему, к примеру, вы не стремитесь заняться самостоятельной тренерской деятельностью в какой-нибудь команде первой или второй лиги? Как вы думаете, следующим тренером «Шахтера» тоже будет иностранный специалист? Насколько сложно вам как тренеру-селекционеру в нынешнее время найти настоящего талантливого футболиста и уговорить его служить «Шахтеру»?

— Насчет того, почему я не займусь самостоятельной тренерской карьерой, скажу, что в «Шахтере» я с небольшими перерывами 21 год. Поэтому тяжеловато расстаться с местом, которое фактически для тебя родное. По поводу главного тренера — с этим вопросом лучше обратиться к президенту клуба. Думаю, что пока в Украине нет такого специалиста, который потянул бы работу в «Шахтере». А что касается талантливых футболистов, то они у нас есть. И, знаете, кого-то уговаривать идти играть в «Шахтер» вряд ли нужно. Но дело в том, что не каждый желающий сможет соответствовать уровню «Шахтера».

Оцените этот материал:
Комментарии
Войдите, чтобы оставлять комментарии. Войти

Новости Футбола

Лучшие букмекеры

Букмекер
Бонус