Особенности национального футбольного перфекционизма

Особенности национального футбольного перфекционизма


«Не стреляйте в пианиста – он играет, как умеет!.. А не нравится – не слушай. Просто встань и выйди вон… Нравиться он не обязан – не за тем на свет рожден». Эти строки могут служить иллюстрацией к двум последним матчам Украины с Италией.

Перфекционизм (perfection – фр.) – убеждение, что наилучшего результата можно (и нужно) достичь, что несовершенный результат работы неприемлем. Выделяют следующие аспекты перфекционизма: адресованный к себе – постоянное самоцензурирование и стремление к совершенству; адресованный к другим людям – завышенные требования к окружающим; адресованный к миру в целом – убежденность в том, что все в мире должно быть правильно.

«Что наша жизнь? Игра в одни ворота»...

Эта и другие строки – из иронической поэзии Марины Сидоровой. Мне показалось, что они, выдернутые, в буквальном смысле слова, наугад, могут проиллюстрировать воспоминания о двух последних матчах чемпионов Италии и Украины.

Покидая в толпе вполне удовлетворенных результатом миланцев «Сан-Сиро», я, казалось бы, тоже должен был бы радоваться ничейному результату… Хотя наши дважды вели в счете и во втором тайме, когда «Интер» устроил откровенный навал на динамовские ворота, имели несколько возможностей забить гол и победить… Приятно, конечно, когда твоя команда забивает и заставляет стадион сжиматься от ужаса и страха за возможный проигрыш, а соперника – лихорадочно «перелистывать конспекты» с тактическими зарисовками. Конечно, я бы радовался со всеми украинцами, которых на трибунах было достаточно, если бы Шевченко, выйдя один на один с вратарем, попал по воротам: лучший результат игры – это победный счет на табло… Это потом, возвращаясь в Украину, мы бы подсчитывали все плюсы и минусы, критиковали отдельных игроков за допущенные промахи и тренера – за неумение подвести команду к ответственному матчу в надлежащем состоянии…

Тут была и упущенная победа, и два «привезенных» в свои ворота гола, и провалы психологической устойчивости отдельных игроков, и тактические просчеты тренерского штаба… Ведь перед вылетом в Милан «Оболонь» едва не обыграла динамовцев, уступив лишь «на флажке»… Это был «последний звонок», предупреждающий, что в срочном порядке нужно что-то делать: то ли решать кадровые вопросы, то ли проводить душеспасительные беседы с отдельными неустойчивыми исполнителями, то ли заготавливать какие-то сверхоригинальные тактические ходы…

В общем, покидая «Сан-Сиро», я был в состоянии «обманутого вкладчика», столкнувшегося с коварством футбольных «мавроди»…

Очевидно, Моуриньо слегка побаивался Газзаева, не так давно выигравшего с ЦСКА Кубок УЕФА… И Шевченко, с которым у них сложились «определенные» отношения, и который в Милане считался едва ли главным специалистом по «Интеру»… Уверенность, с какой украинцы начали матч, подтвердила тренерские опасения… А тут еще и «быстрый» гол Михалика! Однако во второй половине первого тайма ослаб динамовский прессинг, а с ним и острота в контратакующих действиях… «Интер» постепенно пришел в себя и захватил середину поля. У ворот Богуша все чаще стали возникать опасные моменты... Так на 30-й минуте Станкович мощно пробил с линии штрафной и хорошо, что удар пришелся во вратаря...

А уже через пять минут Уэсли Снайдер (запомните эту фамилию!) сделал выверенную передачу в центр на оказавшегося здесь центрального защитника Лусио. Тот сразу же послал мяч вразрез между динамовскими защитниками на Станковича, который легко переиграл авантюрно выбежавшего за штрафную площадку Богуша… Хачериди в этот момент разрывался между сербом и Это’О, а его партнер по обороне Алмейда непонятно, почему задержался на чужой половине поля…

А потом «Динамо» неожиданно повело в счете: это Лусио в борьбе с Милевским неудачно подставил голову под прострел Маграо…

С первых минут второго тайма итальянцы взвинтили темп и забили гол: Снейдер подал угловой, а Вальтер Самуэль выиграл верховую борьбу у Алмейды. Богуш занял пассивную позицию и мяч по высокой дуге залетел в дальний верхний угол – 2:2. Стоит учесть, что Моуриньо усилил атаку, заменив полузащитника Мунтари на еще одного форварда – Суасо… Динамовцы начали «глубоко садиться» в свою штрафную и итальянцы получили несколько неплохих возможностей, чтобы уйти от ничьей. Но дважды смело сыграл Богуш…

Газзаев среагировал незамедлительно: вместо Маграо вышел Бетао, а уставшего Нинковича заменил Гусев. Именно Олег, набрав скорость на правом фланге, сделал передачу в центр на Шевченко: Лусио махнул мимо мяча и Андрей оказался с глазу на глаз с Сезаром. Казалось, мячу некуда деваться, но бывший лучший бомбардир Серии А как-то слишком уж технично пробил «шведкой»… И мяч в ворота не попал. Потом Шевченко оправдывался, что, прежде, чем попасть к нему, мяч, оказывается, срикошетил от какого-то бугорка…

В последние десять минут «Динамо» изо всех сил «цеплялось» за ничью – показалось, что из «бурдюка выпустили воздух»!..

Потом была невыразительная и скандальная победа в Днепропетровске и полнейшее фиаско в Донецке, где «Шахтер» показал чемпионам, «кто в доме хозяин»!.. Киевляне проиграли по всем статьям и, главное, – в психологии: уступая в исполнительском мастерстве, они попытались компенсировать этот недостаток откровенно грубой игрой. Такой «зарубы» наши зрители на отечественных стадионах давно не наблюдали. Чувствовалось, что совершенно некстати в команде назревает какой-то «нарыв», который непременно придется «оперировать»… Во всяком случае, на эту мысль наиболее проницательных обозревателей натолкнуло отсутствие в стартовом составе Алиева. Затем бывший лидер команды и вовсе перестал появляться на скамейке запасных!

Генеральной репетицией перед визитом «Интера» должна была послужить домашняя игра с «Карпатами», которую подопечные Газзаева, как по заказанному для итальянских наблюдателей сценарию, провалили – сыграли вничью… А это какой по счету был «звоночек»?..

Так что, откровенно говоря, когда перед началом матча с «Интером» обозреватель газеты «Факты» Юрий Сай попросил меня дать прогноз на матч, я, чуть поколебавшись, написал – 1:2… Если бы вы слышали, какими эпитетами награждал меня после игры коллега! Как будто бы это я, а не Богуш, чудил «в рамке», как будто бы это я, а не Ярмоленко, не мог «зацепиться за мяч» и обострить игру, как будто бы это я, а не Газзаев, вместо того, чтобы заменять Милевского, убрал с поля его тезку Ярмоленко. И, главное, – как будто бы это я, а не Газзаев не внес коррективы в игру, когда обнаружилось, что Снайдер (помните, еще в миланском матче я просил обратить внимание на этого техничного голландца?) начисто переигрывает всю динамовскую полузащиту и с филигранной точностью распределяет передачи среди своих партнеров… И, конечно же, это не я, а главный тренер «Динамо», видя, с каким трудом, из последних сил держится оборона киевских ворот, не выпустил «с лавки» еще двух запасных – Бетао, который смог бы помочь Маграо на левом фланге, и Гиоане, сумевшего бы «обломать зубы» Снайдеру… Не сделал замену – получил два необязательных, но красивых, гола! И, обратите внимание, в обоих участвовал все тот же Снайдер: чудо пас Милито привел к первому взятию ворот Богуша, и стремительный рывок на отскочивший от голкипера мяч – ко второму!.. И произошло все это с 86-й по 89-ю минуты!..

«Учиться, учиться и учиться!..» І чужого не цуратися! Бо інакше...

Получив информацию, что в Центре лицензирования ФФУ собрались на предпоследнюю перед защитой диплома сессию тренеры команд Премьер-лиги, я не мог отказать себе в удовольствии послушать, как анализируют матч «Шахтер» - «Тулуза» специалисты, каждому слову которых внимают не телезрители, а профессиональные футболисты. Правда, жаль, что не удалось участвовать в обсуждении поединка Газзаев-Моуриньо…

Мне удалось побеседовать с Андреем Васильевичем Дулибским – директором Центра, отвечающего за обучение тренеров по программам УЕФА: B-диплом (начальное обучение), A-диплом и PRО-диплом, а также и проведение курсов повышения квалификации тренеров. B-диплом УЕФА – лицензия, которая дает право работать с детско-юношескими командами до 16-летнего возраста во всех 53-х странах, которые подписали тренерскую конвенцию. A-диплом УЕФА – лицензия, которая дает право работать с юношескими командами от 16-летнего возраста и старше или выполнять обязанности помощника главного тренера в профессиональных командах. PRО-диплом УЕФА – высшая степень тренерской квалификации, дающий право работать в любом направлении в современном футболе в Европе.

– Программа обучения создавалась в 90-х годах по инициативе президента федерации футбола Шотландии (ныне технический директор УЕФА) Энди Рогсбурга. Было предложено систематизировать обучение тренеров во всех странах, которые входят в УЕФА… В 1998 году представителями Англии, Дании, Испании, Италии, Германии и Голландии

была подписана первая редакция Тренерской Конвенции УЕФА, которая, собственно, и определяет, по согласованию с европейскими государственными органами, требования к трансграничному перемещению тренеров. Со временем в Конвенцию принимались и другие страны, входящие в УЕФА. Кстати, в 2002 году Украина первой из постсоветских стран стала членом Конвенции на уровне дипломов В и А, а в 2004 году – мы были приняты в Конвенцию по программе PRО-диплом УЕФА.

УЕФА, и мы вместе с ней, считает, что, чем лучше обучены тренеры, тем выше уровень футбола, тем он привлекательнее для зрителей. Поэтому регулярно посещающие нас супервайзеры этой авторитетной организации очень внимательно относятся к обучению тренеров… В 2009 году всем членам УЕФА была роздана Конвенция для того, чтобы внести некоторые предложения по оптимизации процесса обучения. Украина не стоит в стороне и тоже дает свои предложения: скажем, мы предлагаем материалы, которые касаются модерлирования тренировки футболистов, основанных на разработках Лобановского-Базилевича-Зеленцова. Без лишней скромности могу утверждать, что в УЕФА считают это украинским ноу-хау…

– Как в мире относятся к нашему ноу-хау?

– В мире уважают чужое мнение… Живя в прагматичной Европы, мы убеждаемся, что то, чем мы за «железным занавесом» гордились, ими уже использовано, модернизировано и улучшено!.. Сейчас мы стараемся не отставать от требований УЕФА.

– До появления вашего Центра кто-нибудь теоретическими разработками занимался?

– На клубном уровне. Существует мнение, что теория без практики – мертва, а практика без теории – суха… Только в сотрудничестве теоретиков и практиков можно найти выход из состояния стагнации, в которой долгое время существовал наш футбол, и выйти на более высокий, качественный уровень. Недаром в тех странах, которые диктуют футбольную моду – Испания, Англия, Италия, Франция – хорошо налажена работа именно в теоретическом направлении, постоянно ведутся дискуссии, полемика насчет тенденций развития футбола…

– У нас что-либо похожее наблюдается?

– Центр лицензирования ФФУ создан в 1998 году…

– По-видимому, пока он не вышел на европейский уровень, его работа была в значительной степени «засекречена»…

– С тех пор прошло десять лет и сейчас мы привлекаем к работе самых авторитетных специалистов – и не только с Украины…

– Назовите, пожалуйста, несколько фамилий тренеров, которые получили PRО-диплом УЕФА…

– Это, по-настоящему, выдающиеся специалисты: Олег Блохин, Андрей Баль, Семен Альтман, Олег Протасов, Александр Заваров, Анатолий Коньков, Леонид Буряк, Анатолий Демьяненко, Алексей Михайличенко, Геннадий Литовченко, Павел Яковенко…

– А не был ли первый выпуск в какой-то степени формальным, вас не смущали громкие фамилии ваших студентов, которые и без того, пройдя школу Лобановского, наверное, знали о футболе побольше иных своих преподавателей?..

– Даже первый, по сути, для всех нас экспериментальный выпуск, был организован согласно всем рекомендация УЕФА: в довершение к теоретическим занятиям, была проведена стажировка на базе донецких клубов – «Шахтер» и «Металлург», после этого была проведена выездная сессия на базе одесского «Черноморца»… Программа все время улучшается, оптимизируется, согласуется с УЕФА.

– Сколько времени проходит обучение?

– В течение года. Стационар по программе PRО-диплом УЕФА начинается в апреле-мае-июне, состоит из пяти недельных сессий и стажировки в зарубежном футбольном клубе.

– О стажировке, пожалуйста, подробнее.

– Это тоже одна из рекомендаций УЕФА – такая же сессия, как и все остальные. В зарубежном клубе с нашими «студентами» проводят теоретические и практические занятия, они общаются с местными тренерами и, в заключение, сдают отчет о проделанной работе. За последние три года мы стажировались в «Шальке-04» и в«Штутгарте», в «Глазго Рейнджерсе», «Селтике» и «Хартсе».

– Обучение платное?

– Клуб или тренер индивидуально вносит на наш счет восемь тысяч у.е. Мы – хозрасчетная организация. В эту сумму включены все расходы по обучению, питанию и проживанию тренеров. Кстати, эта самое «дешевое» обучение в Европе: в Чехии, например, – без учета проживания, питания и расходов на стажировку – 10000 евро. И еще, что немаловажно: мы экипируем (спортивная форма сборной Украины) своих студентов и предоставляем весь набор методической литературы. Если вы заинтересуетесь программой обучения, можем подарить вам 14 книг, изданных Центром – пособия, методические рекомендации, учебники.

Мы гордимся своими преподавателями, в число которых входят профессора Константин Львович Вихров и Валерий Николаевич Шамардин и настоящий профессор футбола Олег Петрович Базилевич…

– Кроме пособий и методрекомендаций, вы вполне могли бы создать и распространять снятые на пленку анализы матчей, которые проводятся вашими студентами под руководством Базилевича, Морозова, Догадайло… Такого ни в какой телевизионной программе не услышишь – концентрированный профессионализм бьет через край. Слушая квалифицированные выступления тренеров, то, как они «по косточкам» разбирают складывающиеся на поле ситуации, недоумеваешь, почему руководимые этими тренерами команды не представлены в самых престижных турнирах!..

Среди студентов я обнаружил заслуженных мастеров спорта Евгения Яровенко и Андрея Гусина, Юрия Максимова и Сергея Ковальца, Виктора Гришко и Илью Близнюка, Олега Луткова и Александра Лысенко, Михаила Стельмаха и Степана Матвиива, «легионеров» из Голландии (Академия «Шахтера») и Литвы…

«А я взращен на зорьке пионерской…»

С «Шахтером», пожалуй, все было ясно – соперник, по всей вероятности, решал свои задачи и лишь излишняя самоуверенность «горняков» могла внести коррективы в окончательный результат… Меня интересовали причины неудачного выступления динамовцев в домашнем матче против «Интера» – считаю, именно с этого матча начинается новый отсчет в истории клуба.

– Так кто же проиграл этот матч? – обратился я к Андрею Гусину, который 12 декабря будет защищать PRO-диплом, дающий ему право тренировать даже европейские команды самого высокого уровня…

– Неужели у вас нет претензий к тренеру?..

– Во-первых, я не совсем согласен с вашим анализом последних игр «Динамо»… Матч в Милане у меня, кроме положительных эмоций, ничего не вызвал: в кои веки мы, играя на поле чемпиона Италии, сумели основательно его «пощипать». Согласен, игра в Киеве была менее привлекательна для болельщика – мы тут много обсуждали, почему команда так «подсела» в концовке матча… Тут, по-моему, есть несколько причин: во-первых, за эти две недели «Интер» чуть прибавил в физических кондициях, во-вторых, Моуриньо поступил абсолютно правильно, выпустив после перерыва двух свежих игроков, а в конце игры и третьего нападающего. Это, бесспорно, усилило игру команды, которая, воспользовавшись уходом Милевского, всей массой навалилась на наши ворота... После игры Моуриньо, опасавшийся Артема, который, кстати, провел не самый лучший матч, хоть и умело оттягивал на себя нескольких защитников, откровенно признался, что именно после ухода с поля Милевского, когда у «Динамо» в нападении остался один Шевченко, у него «сразу промелькнула мысль: а вот сейчас я могу рисковать. И видите, что из этого вышло»...

Индивидуальная и тактически слабая игра конкретных игроков (защитник Маграо, который на месте левого защитника вот уже который матч выглядит слабее тех, кто до него играл в этой позиции, не очень сильный центральный защитник Алмейда и Еременко, играющий явно не на своей месте), – требует их замены. Но это приоритет тренера выбирать игроков… Слева более надежно могли бы сыграть Несмачный и Кадурри… Впрочем, если они сейчас еще не готовы войти в игру, и это в какой-то степени оправдывает позицию главного тренера.

– На предматчевой пресс-конференции Газзаев утверждал, что у него стопроцентная кадровая готовность…

– Это я к вопросу о индивидуально-тактической грамотности и способности к обучению конкретных игроков. Если они из матча в матч допускают аналогичные ошибки (игра в отборе, ошибки в выборе позиции, тактические перестроения в обороне), сами собой напрашиваются замены… Возможно, тренер нацеливает команду на атакующие действия крайних защитников, для чего полагается на Еременко и Маграо, но как показывает практика, игроки, линии обороны, часто и с успехом играющие в атаке в чемпионате Украины, в матчах Лиги чемпионов выглядят слабо…

– Мне показалось, что Ярмоленко, появление которого в стартовом составе предполагало не только участие вместе с Шевченко и Милевским в атаке, но и помощь Маграо в обороне, игру откровенно провалил.

– Ярмоленко начал сезон, безусловно, ярко, в интересах команды действовал полезно, забивал… Сейчас он выглядит «зажатым» – побаивается идти в дриблинг, отказался от острых фланговых передач с левой ноги, которые у него раньше удавались… Вполне возможно, что причина этого из области психологии.

– Может быть, это относится и к другим футболистам?

– Я могу только предполагать: это – мой взгляд со стороны… В самом деле, многие специалисты считают, что некоторый спад в игре команды связан как раз с психологической устойчивостью группы игроков. Может, они недостаточно общаются друг с другом, что-то упустил тренерский штаб, существует недопонимание каких-то основополагающих вещей… Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо быть в команде – одних ощущений маловато…

– А как вы смотрите на такое мнение, что победа была упущена из-за того, что в последние десять минут, когда нити игры были нашими игроками утеряны, тренеры не произвели замены?

– Замены напрашивались: Бетао вполне мог бы выйти и укрепить то ли левый фланг обороны, заменив Ярмоленко, то ли правый – вместо Еременко.

– Вспомните, как в матче с «Рубином» в первом тайме Ярмоленко с Маграо частенько мешали друг другу на левом фланге, и лишь замена Артема на Гусева, укрепившего правую бровку, и появление Гиоане, позволили в полной мере раскрыться Маграо, который здорово сыграл в передней линии «под нападающими» и способствовал победе…

– Я и говорю, что Маграо – не левый защитник…

– Он и в Милане провел не самый лучший матч, но ведь участвовал в обоих голах нашей команды…

– Лучше бы надежнее сыграл в обороне: каждый, в первую очередь, должен заниматься своим делом… Не сделав замену, Газзаев, возможно, опасался, что они не успеют втянуться в игру… Кстати, выход Гусева остроты командным действиям так и не прибавил. Хотя предпосылки для контратак у «Динамо» были, однако нападающие не сумели распорядиться мячом. К сожалению, как это уже отметил Моуриньо, в эти минуты впереди не хватало Милевского…

– Наши игроки в линии атаки плохо распоряжались мячом на протяжении всего матча – в Италии это у них почему-то получалось лучше… На прошлом занятии вы разбирали игру киевской обороны?

– Да, конечно. Разбирали так скрупулезно, что у вас не хватит времени все это описать… Например, анализировали, как в том или ином случае следует выбирать позицию защитнику (в данном случае – Еременко): пускать соперника в середину или во фланг… Создается впечатление, что футболисты, как говорится, «поднаелись» и уже нет у них того отбора, с которым можно на что-то рассчитывать в Лиге чемпионов… Вспомните, как «спокойно» дали Снайдеру развернуться в середину, потом он еще раз развернулся, уже в другую сторону, и, уйдя от второго защитника, огляделся по сторонам и, увидев неприкрытого Милито, точно выложил ему мяч… А затем грубо ошибся Маграо, не сумевший помешать Милито забить гол. Возможно, защитник устал и у него уже «не варила голова»…

«На каждого – свой Властелин Колец!..»

– Скажите, а такой элемент игры в обороне как «персональная опека» в футболе уже отменен? Почему к Снайдеру, бывшему одним из самых заметных игроков на поле, не посчитали нужным прикрепить опекуна?..

– Персональная опека в том виде, в котором она использовалась ранее, сегодня практически не применяется, и я не считаю, что это плохо…

– Неужели сегодня эти слова звучат вульгарно – создается впечатление, что сыграть персонально с соперником выглядит, как выражаются некоторые болельщики на трибунах, «западло»!

– Это вопрос или утверждение?

– Для меня в этом вопросе вопроса нет: для себя я давно сделал вывод, что нет закостенелых догм, в том числе и в футболе. Если на поле своей созидательной игрой выделяется какой-то футболист, то его просто необходимо из командной игры соперника исключить!.. Я считаю, что именно Снайдер и был тем игроком, которого нужно было плотно опекать – в былые годы в «Динамо» всегда имелись специалисты такого плана…

– Я не считаю, что Снайдер был лучшим на поле – может быть, во втором тайме он, действительно, выглядел ярче остальных…

– Это вполне хватило, чтобы он на ровном месте «нарисовал» первый гол, наградив филигранной передачей Милито, а затем после того, как Богуш не справился с мячом на линии ворот, успел на добивание!.. В это время в нашей штрафной площадке находилось шесть (!) защитников, которые так и не доиграли эпизод, дав сначала пробить по воротам, а потом «не пожелав» помочь вратарю…

– Давайте не мешать все в одну кастрюлю – это, во-первых. Происшедшее я могу объяснить усталостью игроков, которые «поднаелись» и начали хуже играть в обороне, «подсели» и перестали нужным образом отбирать мяч… Плюс «Интеру» некуда было деваться и Моуриньо выпустил трех свежих игроков – двух форвардов и активного полузащитника – и это сломило ход матча. Оказывая постоянное давление на динамовские позиции, они почувствовали, что сильнее, а соперник контригры предложить не может (Милевский ушел с поля, а Гусев в игру, по большому счету, не попал) и убрали защитника… Что касается «персоналки», думаю невозможно за десять минут до конца матча кричать кому-то из игроков, чтобы он переключился на Снайдера и сыграл с ним персонально…

– Но Снайдер разыгрался значительно раньше – не за десять минут до конца игры…

– Такие вопросы обговариваются до игры. Должны быть варианты тактических перестроений, чтобы кто-то взял на себя дополнительные функции…

– А что тренер не мог внести коррективы в игру своих футболистов по ходу матча?

– Мог бы и обязательно сделал бы это, если бы такие варианты отрабатывались в тренировочном процессе и были заранее обговорены на установке. Но это – маловероятно, так как до этого Газзаев к таким вариантам не прибегал…

– По моему непрофессиональному мнению, на котором я, впрочем, настаиваю: у грамотного тренера существует набор разнообразных тактик, среди которых такой элемент, как персональная опека, наверное, должен присутствовать. Не обязательно бегать за техничным игроком по всему полю, хотя в наше время и такое бывало... Опека лишает нападающих свободы действий и вынуждает их постоянно единоборствовать с защитниками. В одной умной книге вычитал, что при персональной опеке от футболистов требуются тренированная воля, повышенное внимание, дисциплина и высокое чувство ответственности. Может быть, все дело в том, что таких игроков становится все меньше?..

– У «Интера» и без Снайдера было достаточно моментов, когда они могли забивать голы: тут и выходы один в один, и опасные угловые, когда мяч пролетал рядом со штангой…

– Как мне ни нравится Богуш, но не только я заметил, что Станислав в последнее время часто ошибается на выходах… Может быть, нет хорошей школы?

– Насчет школы я бы поспорил: когда мы после игры обсуждали действия вратаря, а в нашей группе есть несколько отличных вратарей, то оказалось, что есть люди, которые Богуша знают с четырнадцати лет. Так вот они как раз, среди прочих положительных качеств динамовского вратаря, отмечают его устойчивую психику…

– Получается, что на слабо сыгравшего вратаря удобно свалить вину тренера – иными словами, уверен, что Моуриньо выиграл у Газзаева?..

– Существует общепринятое суждение, что игры проигрывает тренер, а выигрывает команда… Согласен, что Моуриньо и его игроки выглядели лучше…

– На предматчевой пресс-конференции Валерий Георгиевич, отвечая на вопрос итальянского журналиста, не считает ли он, что «Интер» техничнее «Динамо», ответил, что наши игроки более техничны, чем итальянские и удача, безусловно, должна быть на нашей стороне...

– После игры Моуриньо как раз его этим и «уколол», хотя, наверное, Валерий Георгиевич мог иначе отреагировать на несколько провокационный вопрос журналиста

– А не кажется ли вам, что Газзаева быстрые успехи в чемпионате и первые удачные матчи в Лиге чемпионов несколько ввели в заблуждение и его начало слегка «заносить»? Хотя поражение в Донецке показало, что нынешнее «Динамо» пока что «звезд с неба не хватает»…

– Валерий Георгиевич именно в такой же манере вел себя и в ЦСКА – почитайте его пресс-конференции в российских СМИ: уверенность иногда переходящая в самоуверенность… Но в футболе такое поведение допустимо и зачастую даже оправданно.

– Вот только такая позиция должна все время подтверждаться результатами. Мне кажется, с легкой руки некоторых моих коллег Газзаев почувствовал себя «водрженным» на пьедестал: «потеснитесь, Валерий Васильевич!»… Поторопились! Конечно же, я желаю успехов «Динамо», но Валерию Георгиевичу будет очень трудно бороться с календарем: домашняя игра с «Шахтером», который нацелился на 100-процентный результат, выезд в Казань, где победить «Рубин» будет крайне сложно, и, «на закуску» – «Барселона», представлять которую нет необходимости!..

– Давайте не будем торопиться: у Газзаева, в связи с переносом тринадцатого тура чемпионата Украины, появилось время, чтобы проанализировать проведенные матчи и постараться избежать ошибок в будущем. Проблемы бывают даже у самых великих – не надо торопиться с выводами!.. Я считаю, что сегодня лучшего тренера для «Динамо» нет – так что нужно ему доверять. И журналистам я бы посоветовал не бросаться из крайности в крайность: иногда создается впечатление, что для некоторых из ваших коллег – чем хуже обстоят дела в футболе, тем лучше… Торопятся за сенсацией что ли?..

– Все, кто переживает за «Динамо» – максималисты… А вы считаете, что, несмотря ни на что, у Валерия Георгиевича в Киеве может получиться?

– Придя в «Динамо», Газзаев пообещал, что в его планы входит победа в Лиге чемпионов, что не может не нравится киевлянам… Он считает, что его команда техничнее «Интера»… Говоря это, он берет на себя какие-то обязательства. А через некоторое время, если успеха не будет, с него будут спрашивать… Предлагаю оставить в покое тренера и не нервировать его и команду мрачными прогнозами.

– Складывается веселая ситуация: стоит кому-то выступить с критическими предложениями, раздаются голоса, что за результат отвечает тренер и… дискуссия обрывается… Так чем же все-таки ОТВЕЧАЕТ тренер?

– А вы хотите, чтобы ему, в случае неудачи, отрезали руку?

– Ни в коем случае!.. Но не хотелось бы на каждом шагу слышать подобные заявления: я отвечаю… Хорошо еще, что тренер отвечает лишь за футбольный результат… Но ведь такие заявления делают и чиновники, и политики! И никто их к стенке не ставит…

– Давайте лучше о футболе – это нам ближе… Взяв на себя конкретные обязательства, тренер подписывает контракт, получает неплохие деньги, и, если задача не выполняется, то оставляет свой пост и лишается денег…

– Такие заявления, обычно, вызывают недоверие, даже раздражают: частенько общественное мнение – не на стороне тренеров, «знающих себе цену»

– Ничего не попишешь: обычно, тренеры, добивающиеся высоких результатов, поневоле вырабатывают такую линию поведения, так как действительно «знают себе цену». Тренер солидной команды хочет, чтобы его принимали победителем… Моуриньо ведь тоже может себе позволить резкие высказывания и никто при этом не может сказать, что он слабый тренер. А что касается результата, который поставил перед собой Газзаев, то не думаю, что такой опытный специалист не сумеет справиться с процессами, которые происходят в команде. Мы понимаем, что он в чем-то ошибся, однако рассчитываем, что человек с таким огромным опытом дойдет до сути…

Может быть, Валерию Георгиевичу не повезло с «группой чемпионов», но посудите сами: разве «Шахтер», «Интер», «Барселона», «Рубин» – не достойные соперники? Вы можете утверждать, что «Динамо» выше их классом ?.. И вот в таких условиях Газзаеву приходится утверждаться в Украине!.. Какие бы игроки ни играли в командах, значение тренера в таких противостояниях возрастает. На этот раз выиграл Моуриньо, но, как говорится, «аппетит приходит во время еды». А с ним и опыт… Еще раз повторяю: не надо торопиться!

– Предлагаете подождать до окончания матча в Казани?

– Лучше – до конца года.

Оцените этот материал:
Комментарии
Войдите, чтобы оставлять комментарии. Войти
ProstoShurik (Харцызск)
От Динамо и Газаева как всегда ждут чудес. Вспомните с кем играло Динамо в среду, чемпион Италии, лидер чемпионата Италии. Я не помню когда украинский клуб так хорошо выглядел на фоне такой сильной команды. Динамо выглядело не хуже Интера 3 тайма из 4. В этом году Динамо просто не повезло с группой в Лиге Чемпионов. Выступай ДК в группе G или H сейчас бы мы слышали совсем другие разговоры, потому что в этих группах, с такой игрой, ДК завоевало бы второе место. Так что, болелы, наберитесь терпения. Судя по всему для ДК третье место в этой группе будет сродни подвигу. А в следующем году ДК, при везении с жеребьевкой, может и до 1/4 добраться. Без фарта никуда, вспомните ЧМ-2006. Дайте Газаеву отработать следующий евросезон и тогда спрашивайте с него по всей строгости.
Ответить
0
0
Вернуться к новостям
Комментарии 37
ProstoShurik (Харцызск)
От Динамо и Газаева как всегда ждут чудес. Вспомните с кем играло Динамо в среду, чемпион Италии, лидер чемпионата Италии. Я не помню когда украинский клуб так хорошо выглядел на фоне такой сильной команды. Динамо выглядело не хуже Интера 3 тайма из 4. В этом году Динамо просто не повезло с группой в Лиге Чемпионов. Выступай ДК в группе G или H сейчас бы мы слышали совсем другие разговоры, потому что в этих группах, с такой игрой, ДК завоевало бы второе место. Так что, болелы, наберитесь терпения. Судя по всему для ДК третье место в этой группе будет сродни подвигу. А в следующем году ДК, при везении с жеребьевкой, может и до 1/4 добраться. Без фарта никуда, вспомните ЧМ-2006. Дайте Газаеву отработать следующий евросезон и тогда спрашивайте с него по всей строгости.
Ответить
0
0
muntyan (Киев)
В продолжение... Посмотрите на Рубин, команда по потенциалу, мастерству и классу игроков примерно на одном уровне с теми же характеристиками игроков Динамо, но при этом четко видна сильная тренерская рука именно в организации командной игры, я и раньше всегда считал, что грандов, при имеющемся наборе футболистов, мы можем обыгрывать исключительно за счет превосходства именно в организации игры, плюс при этом, как минимум, не уступив в физике и продемонстрировав запредельную самоотдачу, чем и била грандов команда ВВЛ... Ведь не для кого не секрет, что сравнивая трансферную стоимость, мастерство, класс и признанность имен игроков того же Интера и ДК, перевес будет явно не на стороне ДК по совокупности, вот и не хватило нам всего понемногу из вышеперечисленного, чтобы добыть позитивный результат, вот... Фух, изъясняться окончил, навеяло... Не судите строго, потому как я совсем не пианист...
Ответить
0
0
muntyan (Киев)
А по мне так все по делу, это как раз не критиканство, это конструктивная критика, чел в деталях показал как тренерские ошибки повлияли на результат, к тому же я бы еще и "своих дровишек" подбросил. То, что мы тут все околофутбольные спецы без образования, без опыта, еще не говорит о том, что у нас нет глаз, и пару "захудалых" мыслишек, чтобы проанализировать увиденное... Газзаев деспотичен по природе своей, и не скажешь, что в спорте высоких достижений где очень часто армейская дисциплина может побить класс, это такая уж плохая черта, и Газзаев не раз это доказывал, добиваясь результата... Возможно, мы по природе своей болельщицкой хотим все и сразу, и умом понимаем, что, скорее всего, так бывает не часто и на все нужно время, но, черт возьми, когда видишь, или хочешь видеть в силу определенных обстоятельств, что результат можно было добыть и на данном этапе с имеющимся набором игроков при определенном сочетании правильных тренерских решений, то невольно задаешься вопросом "почему не получилось?", и тут уж все вопросы к тренеру...
Ответить
0
0
Cuba (Киев)
Все интервью можно свести к краткому диалогу. "журналист": я считаю Газаев обложался и вообще ему не место в Динамо. Я ведь прав, Андрей? Гусин: Нет. "журналист": Все же я настаиваю на своем суперобъективном мегомнении. Газаев все просрал, его нужно облить гавном и выпереть из Динамо. Разве Вы не согласны, Андрей? Гусин: Нет. Круг замкнулся.
Ответить
0
0
Олексин (Новочорна)
Кста, по темі статті... На Мегаспорті зараз, в останній передачі "відверто про фуьбол" Циганик та Молралес допитують "студента" цих курсів - литовця, прізвище йлшл забув..., на жаль...
Ответить
0
0
hdsh (MOSCOW)
Прогнозы.Статьи.Стартегии. http://winbuk.com/
Ответить
0
0
eric233 (Одесса)
Нашёл интервью капитана Таврии Ковпака! Читайте вот ссылка кому интересно! http://*footcin.*at*.ua/
Ответить
0
0
arraxy (Vancouver)
Как говориться - аффтар,выпей йаду.Я бы на месте Гусина отказался отвечать на такие вопросы.Какая,к черту,100% кадровая готовность,если Каддури летом выбыл не менее чем на полсезона,а Несмачный только восстанавливается от травмы?Вот и играем с атакующими полузащитниками в защите. И да,Ярмоленко зовут Андрей. Хотя светлая часть в этом материале есть - Андрей Гусин.Очень надеюсь,что получится из него толковый специалист,Лужный,по видимому,все-таки не тянет=((
Ответить
0
0
Leo (Запорожье)
Старый самурай (Мариуполь) 09.11.09 18:36 Вот и по-тихоньку подпускают Кравца... (На сколько помню с Карпатами - пробный шар). А я уверен, что скоро очередь и за Зозулей... Но для этого нужно то самое время (которого у ДК не осталось), и готовность самих футболистов... А Милевский, хоть и тяжеловат, но пока на таранного форварда, тянет на всю катушку, и подставится может, и игроков на себя оттянуть а главное в этот момент отдает пас тому, кто в более лучшей позиции!
Ответить
0
0
Старый самурай (Мариуполь)
Leo (Запорожье) 09.11.09 18:30 Я бы не был столь категоричен по отношению с Милевским. Как по мне, Милевский слишком тяжел для современных скоростей. Если бы Газаев подобрал бы в пару к Шевченко молодого форварда, быстрого, техничного, это было бы идеально ( вспомните пару Шевченко - Ребров ).
Ответить
0
0
Leo (Запорожье)
Да кстати активно муссирующийся вопрос по Алиеву... Шалите панове! Как только Алиев перестал появляться на поле - порядка значительно прибавилось! Миля то как раскрылся! Он же забыл что он ГЛАВНЫЙ на поле, он просто им стал!!! Кстати, ЛУЧШЕГО КАПИТАНА ПОКА В ДК НЕТ!!! Он реально принял на себя ответственность не только ввиде повязки, но в придачу и за результат!
Ответить
0
0
Leo (Запорожье)
ПЫ.СЫ Группа досталась - реально тяжелая, а ДК пока, еще не сыгранно... И работы не меряно, и это не оправдание ДК - ЭТО КОНСТАТАЦИЯ ФАКТА!!! Оглянитесь трезво панове... Хотим мы многого, сделано - многое, но и работы еще впереди ОГО-ГО!!!
Ответить
0
0
Leo (Запорожье)
Хм-м-м... Статейка-то с весьма вонючим хвостом... Чего стоит только вроде совершенно нейтральная фраза "Кстати, выход Гусева остроты командным действиям так и не прибавил. Хотя предпосылки для контратак у «Динамо» были, однако нападающие не сумели распорядиться мячом." Че й то не понял... Передачи от Гусева на нападающих шли и остроты не было?! Очевидно разные футболы смотрели... Если передача направлена, так вина ли Гусева в том, что нет завершения? В этом году, большего количества острых и точных передач от Гусева, было как и в старые добрые времена - немеряно!!! За наезд на Газзаева... Я и раньше говорил, что все наезды - тупая туфта. Повторюсь еще раз, для особо одаренных любящих поливать всех и вся д***мом... Летом произошла не только смена тренера, но и смена стиля игры. Плюс часть исполнителей, на которых следовало бы рассчитывать - не в форме Михайлик, Папа, Юсуф, Бетао... То есть разработки есть, но постоянная смена исполнителей, врядли благотворительно сказывается на взаимодействии. Что реально показал последний матч с Интером по линии защиты. Последний редут - отдельный разговор... Ошибся Славик, что и говорить. Но ошибка не есть преступление, а вот цепь ошибок от прошлого матча с Интером до последнего - повод задуматься и тренеру и самому Славику... Ошибки, до боли примитивны и просты... Кричать Богушу ату? Отнюдь. Последний матч ЦСКА-Рубин, позиция вратаря ЦСКА и сборной России, и... пропуск мяча за воротник... Ошибка? Преступление? ЧТО ЭТО БЫЛО?!? Полузащита у ДК насыщена, спору нет. Нападение? Кравец, Миля, Шева, Зозуля... Забивные защитники Нинкович, Гусев, Ярмоленко (кстати 2 последних - еще и нападающие к тому же!). Что-то не идет... А не пытались панове жить в недостроеном доме? Сквознки, капает на голову, коротит электрика и т.д... Сколько тактических схем за это время опробовал Газзаев? Не меньше 4!!! Значится в поиске тренер? Работа ведется!!! Конечно надо судить по результату, но не слишком быстро ли хотим этого результата? Группа до
Ответить
0
0
FLAK-88 (Киев)
Заказная, дешевая статейка,автор совесть продает за баблос...Противно от таких максимовых,денисовых и иже с ними,аки цепные псы слюной брыжют за похлебку от хозяина.
Ответить
0
0
Ту-134 (Черкаси)
maks1975 (kiev) 09.11.09 17:14 не у Дєнісова працюєте? вчора в них також проскакували фрази "опухоль" , "оперировать".
Ответить
0
0
pawa (Чернівці)
після такого розумного слова у заголовку бажання читати статтю відпадає:-)
Ответить
0
0
Ту-134 (Черкаси)
заказний маразм. "афтору не зачет"
Ответить
0
0
Дядя Вова (Харьков)
– Давайте не будем торопиться: у Газзаева, в связи с переносом тринадцатого тура чемпионата Украины, появилось время, чтобы проанализировать проведенные матчи и постараться избежать ошибок в будущем. …… Стоп. Так тур же перенесли якобы в интересах сборной Украины.
Ответить
0
0
BARABASSHKA (Kiev)
Хорошее интервью Гусина, не смотря на галимо-провакационные вопросы. Даже, если предположить, что сборная пройдет греков, а ДК потом выиграет у ШД с РУБИНОМ... и дай бог у БАРСЕЛОНЫ, некоторы товарищи все равно динамовских игроков, тренеров, президента, клуб меньше грязью поливать не будут.
Ответить
0
0
-Den- (Никополь)
не асилил
Ответить
0
0
maks1975 (kiev)
с каких это пор Ярмоленко стал Артемом? фэн (Киев) 09.11.09 15:44 друг, извини! это все от любви к Милевскому!
Ответить
0
0
Dnip_FCDD (Киёф)
andrew29 и не говори... я ваще не понимаю как вы СВЕРХчеловеки можете столько букаф помнить...
Ответить
0
0
andrew29che (Харьков)
весь текст не асилил (нудно читать про автора его гениальные мысли и драматические переживания...) ну судя по первым 8-10 абзацам - похоже автор забывает что пишет он отнюдь не про "Барсу", "Милан", "МанчестерЮ" и даже не про "Ливер", а про КИЕВСКОЕ ДИНАМО... Dnip_FCDD (Киёф) Да, по нику заметно, что ты еще читаешь по слогам. А тут такое:столько букв, ужас. :))))
Ответить
0
0
kram46 (Gelsenkirchen)
Г-н Максимов,как заколебали такие непрофессиональные журналюги.Что вы пишите,что матч в Днепропетровску был скандальный?Это для вас он скандальный и для некоторых неадекватных болельщиков ,а для нормальных болельщиков это обыкновенный матч.И удаление и пенальти были по делу,хотя пенальти был назначен не духу игры - можно было не назначать,но нарушение было и судья имел полное право пенальти назначить.
Ответить
0
0
Старый самурай (Мариуполь)
менеджер среднего звена (kiev) 09.11.09 15:55 Для спорта да и вообще, определенная самоуверенность это нормально, но, по мне, надо знать меру. Вообще, сложилось впечатление, что статья заказная.
Ответить
0
0
magila67 (Днепро)
фэн (Киев) 09.11.09 15:44 В последних матчах, он вообще Вася...
Ответить
0
0
Volic (Запорожье)
Спасибо очень интересно!!!!!!!!!!
Ответить
0
0
Dnip_FCDD (Киёф)
весь текст не асилил (нудно читать про автора его гениальные мысли и драматические переживания...) ну судя по первым 8-10 абзацам - похоже автор забывает что пишет он отнюдь не про "Барсу", "Милан", "МанчестерЮ" и даже не про "Ливер", а про КИЕВСКОЕ ДИНАМО...
Ответить
0
0
менеджер среднего звена (kiev)
Старый самурай (Мариуполь) 09.11.09 14:17 Скорее, журналистов задирает уверенность и даже некая самоуверенность Газзая и Мирчи. Отсюда и агрессия. Я например, с Гусевым согласен: для футбола это нормальное поведение, они спортсмены, а не дворяне.
Ответить
0
0
skiper_abc (днепропетровск)
Joyce (Donetsk) 09.11.09 15:38 Федерация, по определению организация, объединяющая лиц или клубы, практикующих определенный вид спорта на определенной территории. У нас же ........ция (каждый подставит то что думает)
Ответить
0
0
фэн (Киев)
с каких это пор Ярмоленко стал Артемом?
Ответить
0
0
skiper_abc (днепропетровск)
Joyce (Donetsk) 09.11.09 15:38 А у нас что, есть федерация???
Ответить
0
0
Joyce (Donetsk)
killim (Харьков) 09.11.09 15:20 Такой самоубийственной политики еще не проводила ни одна федерация!
Ответить
0
0
killim (Харьков)
21-го и 24-го попадут под два отдохнувших катка... Тогда еще раз перечитаю эту статью.
Ответить
0
0
Старый самурай (Мариуполь)
Не смотря на то, что в игре Динамо есть спад, не понравилась какая-то явно выраженная агрессивность журналиста. У нас обычно именно так, от любви до ненависти один шаг, или превозносят команду или разрывают на части. Совсем недавно так рвали на куски Луческу за его провальный старт в чемпионате, а закончилось выигрышем КЕ. Гусин правильно сказал о том, что нужно подождать до конца сезона, а как по мне, то и до окончания чемпионата ( я говорю об зимнем усилении Динамо )
Ответить
0
0
Mr.Teash (Киев)
Зачем это все перемывания костей нах не нужное?.. Следует просто признать, что уровень игроков Динамо не позволяет сегодня на равных сражаться в Европе, как это не увы... Но это наша команда и другой у нас не будет... P.S. Кстати, не стоит также переоценивать и игру Шахтёра в ЛЕ,- уж слишком слабы соперники...
Ответить
0
0
Joyce (Donetsk)
Тактические ошибки (тренера или игроков) вынуждают, как правило, игроков затрачивать куда больше усилий, чем нужно. В результате, приходится иметь дело не только с физической, но и моральной усталостью к концу матча. Вероятно, именно с этим и связан перенос тура...
Ответить
0
0

Новости Футбола

Лучшие букмекеры

Букмекер
Бонус