Миллионы Сафиуллина
26 мая ПФЛ исполнилось 10 лет. В канун юбилея Равиль Сафиуллин пригласил корреспондентов «Матча» на откровенный разговор

ЮБИЛЕЙ.
В пятницу, 26 мая Профессиональная футбольная лига Украины отмечала 10-летний юбилей. В канун этой даты президент ПФЛ и народный депутат Равиль Сафиуллин пригласил корреспондентов «Матча» на весьма откровенный разговор, состоявшийся в его рабочем кабинете на Музейном переулке, окна которого выходят на колоннаду столичного стадиона «Динамо»…
ЗА ЧТО ПЛАТЯТ КЛУБЫ
-- Равиль Сафович, становление лиги проходило на ваших глазах. Сначала как вице-президента донецкого «Шахтера», а с декабря 2000 года – ее ТОП-менеджера. Какими видятся вам темпы эволюции ПФЛ, насколько эффективно ей удается решать насущные проблемы?
-- Динамика роста налицо, -- говорит Сафиуллин. – Но она далека от той, которую я рисовал для себя, приходя в этот кабинет. Нам, к сожалению, пока так и не удалось отыскать титульного спонсора национального чемпионата, чтобы до конца отладить систему реализации коммерческих, в том числе и телевизионных прав клубов. Представители одной из европейских компаний, претендовавшей на эту роль в сезоне-2006/07, взяли паузу до окончания чемпионата мира. Для нас это критическое время: 9 июля – финал ЧМ-2006 в Германии, а уже 16-го – матч за Суперкубок Украины, 22-го – первый тур высшей лиги... Поэтому телевизионный пакет чемпионата страны пока формируется так, как и в сезоне минувшем – благодаря поддержке нескольких отечественных брэндов, наших официальных спонсоров.
-- Поиски титульного спонсора затягиваются из-за недостаточно высокого интереса публики к матчам высшей лиги или, быть может, финансовые запросы ПФЛ слишком велики? Каковы они, кстати, если не секрет?
-- Секрет. Скажу лишь, что сумма, о которой идет речь, на порядок меньше той, какую получает российская Премьер-лига (около 15 млн. долларов. – Прим.авт). Если бы все упиралось в цифры, шли бы какие-то торги, партнеры выдвигали бы нам свои контраргументы. А так они попросили дополнительное время на обдумывание и изучение рынка…
Почему мы уделяем такое внимание привлечению титульного спонсора? Потому что с его приходом наши клубы могли бы не отдавать, а продавать свои права на телетрансляции, коих было бы даже больше, чем по четыре в туре. Доход в этом случае распределялся бы между командами пропорционально их турнирному положению.
-- Во сколько обходится показ одного матча чемпионата? И несут ли эти расходы клубы?
-- В 5,5 тысяч долларов. Соответственно за сезон показ матчей обходится нам в 3 миллиона гривен. Эти затраты ложатся на плечи официальных спонсоров, которых у нас трое. Клубы же оплачивают судейство и инспектирование своих домашних игр, к примеру, в высшей лиге эта сумма составляет 5 тысяч долларов за матч (2 тыс. главному арбитру, еще по одной – его ассистентам и инспектору). Также они содержат аппарат ПФЛ (взнос клуба высшей лиги -- 10 тысяч долларов, первой – 6, второй – 4).
-- Зарплата президента ПФЛ – коммерческая тайна?
-- Почему же? Ноль! Я – народный депутат и соответственно в ПФЛ ничего не зарабатываю.
ПЛЯСАТЬ – ОТ ПЕЧКИ
-- В продолжение темы эволюции… На ваш взгляд, наметились ли в украинском чемпионате какие-либо положительные тенденции за годы вашей работы в лиге?
-- Разумеется, и в первую очередь я бы говорил о появлении острейшей конкуренции в борьбе за «золото». До 2000 года чемпион по сути был известен заранее, но в последние шесть лет абсолютной гегемонии киевлян уже не наблюдается. Чемпионский титул по три раза доставался «Шахтеру» и «Динамо».
- И это – заслуга именно ПФЛ?..
- Нет, этого я не говорил, а лишь отметил, что в нашем чемпионате произошло резкое повышение конкуренции, на каком-то этапе поднявшее интерес к нему. Сегодня уже очевидно, что двух команд, оспаривающих титул, не достаточно. Особенно в свете того, что на финише сезона второго его призеров разделили в турнирной таблице 30 очков - по сути, целая пропасть. Признаюсь, летом 2005-го я рассчитывал, что усилиями «Днепра» и донецкого «Металлурга» круг кандидатов на лидерство расширится. Увы, на деле ни тот, ни другой не смогли даже финишировать в так называемой зачетной зоне УЕФА.
И все же я надеюсь, что уже в ближайшее время разрыв между «Шахтером», «Динамо» и их преследователями сократится. Ведь именно эти команды, а также «Ильичевец», «Металлист», «Черноморец» и, возможно, запорожский «Металлург», определяют лицо нашего чемпионата. Говорю это, будучи информированным о состоянии экономической базы всех клубов высшей лиги.
-- Значит, плясать будем от экономики?
-- А без нее никак. В основе благополучия любого футбольного проекта лежит финансовая база, под возможности которой уже подбираются исполнители и тренерские мозги. Вы знаете, пресса нередко сетует, что качество последних в Украине оставляет желать лучшего, но я бы не рубил так с плеча. Квалифицированных специалистов у нас немало, иной вопрос – что все они варятся в одном котле, ходя по кругу и сменяя друг друга.
С другой стороны, можно понять и пессимистов – внушительное отставание основной группы клубов от «Шахтера» и «Динамо», а также частые увольнения наставников подталкивают их к такой оценке тренерской квалификации.
-- Как вы считаете, достаточно ли в Украине средств, чтобы содержать в трех лигах 70-80 профессиональных клубов?
-- Деньги есть, а вот желающих вкладывать средства в футбол маловато. Но дело то это добровольное…
МЕЖДУ КНУТОМ И ПРЯНИКОМ
-- Количественный состав наших лиг ныне оптимален?
-- Да, и опыт прошлых лет это подтверждает. Даже ФИФА и УЕФА рекомендуют своим членам комплектовать элитные дивизионы 16 клубами. Меньше мы уже пробовали – турнир получался пресным и скоротечным. А если вы имели в виду расширение - глядя на внутренний и международный календарь, расписание игр сборной, мы тем более не можем позволить себе такого, как и начинать второй круг в январе, что с легкостью удается в тех же Италии или Англии.
-- Нет, к расширению лиги мы не призываем. А вот ответ на вопрос - готова и намерена ли ПФЛ ужесточать требования к клубам, не соответствующим статусу профессионального футбола – нас очень интересует.
-- Здесь надо быть очень осторожным. Как дипломированный медик, скажу, что в лекарском деле главное – не навредить. Наш профессиональный футбол тоже пока еще нуждается в опеке и особом подходе к проблемам каждого из клубов. А аргументы для ужесточения требований у лиги и федерации, конечно же, есть. К примеру, аттестация в рамках лицензирования УЕФА. Там четко обозначены все критерии соответствия. Однако если их применять буквально, боюсь, даже «Динамо» и «Шахтеру» придется несладко по многим компонентам. Поэтому любые наши запреты и решения должны носить стимулирующий характер. Мы в этом плане, к слову, берем на вооружение стратегию УЕФА – принципы мягкого давления.
-- И все-таки, вы допускаете ситуацию, при которой команда высшей лиги может не быть допущена к соревнованиям из-за несоблюдения аттестационных критериев? Помните, как в Италии обанкротившаяся «Фиорентина» из Серии А опускалась в Серию С?
-- Давайте пока воздержимся от сравнения экономического потенциала западных и наших клубов. В украинском футболе ситуация такова, что как руководитель ПФЛ я, напротив, выражаю благодарность тем, кто, несмотря на все трудности, находит возможности помогать командам оставаться на плаву.
-- Время кнута еще не настало?
-- Без кнута не обойтись, но и забывать об условиях, в которых мы живем, тоже нельзя.
-- Но есть ведь и позитивные примеры. Скажем, дисквалифицированные в свое время руины стадиона «Металлург» ускорили темпы работ по возведению новой арены в Запорожье…
-- Не спорю. Самые вопиющие факты нарушений регламентных и аттестационных норм без внимания не останутся. А разве не добились мы оборудования электроподогревом всех арен, задействованных в турнире высшей лиги? Но, повторюсь, если к процессу лицензирования подходить буквально, то за бортом окажутся и стадионы Донецка и Киева, где до сих пор трибуны расположены под открытым небом. Тогда как они должны быть накрыты козырьком.
-- А как быть с игроками, вовремя не получающими зарплату за свой труд?
-- И здесь мы прилагаем максимум усилий, чтобы удовлетворить все стороны. К примеру, футболисты, обиженные на свои клубы стремятся получить статус свободных агентов. Возникает дилемма – удовлетворять их требования или нет? Там, где есть перспектива «мирного урегулирования» конфликта, ПФЛ предлагает всем набраться терпения. Ведь, подходи мы бездушно к таким просьбам, давно бы уже похоронили не один клуб вместо того, чтобы дать им время на исправление положения. Да и сами игроки, поверьте от этого в итоге не выиграли бы.
-- Количество таких обращений со стороны футболистов растет или уменьшатся?
-- Динамика позитивная. Но жалобы все же поступают.
-- Какова их география?
-- В промышленных регионах, где оборачивается больше средств, проблем значительно меньше. На западе же страны, не представленном в футболе крупным бизнесом, такого рода споры возникают чаще.
СПОРТ И БИЗНЕС
-- Как вы полагаете, введение банковских гарантий на предмет соблюдения клубами минимальных требований по бюджету оправдало бы себя?
-- Состоятельные клубы готовых хоть завтра предоставить такие бумаги. А как быть с теми, кто не готов? К примеру, команды низших дивизионов патронируют владельцы не самых крупных предприятий, иногда даже – рынков. Как поступать с ними? А ведь эти небольшие клубы и образуют кровеносную систему нашего футбола.
Каждое лето бизнесмены приходят в ПФЛ с ходатайствами областных федераций допустить их команды в турнир второй лиги. С одной стороны, таким мы должны давать от ворот поворот. Однако если они хотят вкладывать деньги в футбол, разумно ли отказываться от этой помощи?
-- Получается, двери в профессиональный футбол открыты для всех, у кого есть деньги? Но не девальвирует ли такой подход его статус?
-- Отвечу так: исполком ПФЛ уже не раз поднимал вопрос о формировании второй лиги исключительно по спортивному принципу – то есть, чтобы повышаться в классе могли лишь победители любительского чемпионата. Мы подняли статистику, и оказалось, что команды, пришедшие во вторую лигу из первенства КФК, куда чаще снимаются с соревнований – таких около 50%. Тогда как «бизнес-клубы» прекращают свое существование лишь в 20% случаев. Возьмите тот же донецкий «Металлург», бывшую «Медиту» из Шахтерска, который за шесть дет добрался до высшего дивизиона, а теперь год от года претендует на медали, выступая в еврокубках. Или харьковский «Арсенал» - нынешний ФК «Харьков». В большой футбол они попали минуя любительский уровень… А ужесточить требования мы успеем всегда.
-- Недавняя публикация в газете «Бизнес» пролила свет на хозяйственную деятельность ряда клубов высшей лиги. Оказывается, во многих случаях все шито белыми нитками. Зыбкая основа, не находите?
-- Было бы наивно предполагать, что в футболе действуют какие-то особенные законы. То, что везде, то и в нем. С другой стороны, неужели в задачи ПФЛ входит контроль за финансовой или хозяйственной деятельностью своих членов, их налоговой дисциплиной? Думаю, на это никто нас не уполномочивал.
Да, пока в Украине наберется с десяток прозрачных клубов. Но руководители остальных уже понимают, что надо идти этим путем. Естественно, этот процесс мы только приветствуем и на любом уровне готовы оказывать максимальное содействие.
-- Ринат Ахметов обнародовал годовой бюджет «Шахтера» - 84,5 миллиона долларов. Игорь Суркис говорил о динамовских 30 миллионах. Не подскажете, что у остальных?
-- Я думаю, в среднем сезонная смета клуба высшей лиги достигает 10-миллионой отметки.
-- То есть выходим на суммарные $250 млн. Это – свыше миллиарда гривен или около одного процента годового бюджета страны! И мы говорим о проблемах детского футбола, закрытых ДЮСШ? Где эти деньги, почему не работают? Может, они не доходят по назначению?
-- (После долгой, задумчивой паузы) Да, вы правы, сумма значительная. И если нет от нее должной отдачи, если в клубах в достаточном количестве не появляются талантливые игроки, значит, не все шаги, предпринимаемые ими, просчитаны и взвешены. Мы - не новички в профессиональном футбольном бизнесе, но и опыта большого у нас тоже нет. Взять хотя бы трансферную политику. Еще лет пять назад клубы покупали футболистов по телефону. Доходило до того, что, договариваясь о приобретении молодого гиганта, бьющего с обеих ног, команда получала коренастого ветерана, которого еще нужно было подлечить...
ЦЕНА РИСКА
-- И все же есть подозрение, что значительная часть этого миллиарда растекается на уровне клубного менеджмента. Из оставшегося отнимаем теневые заработки судей и «премиальные» соперникам, в итоге футболу как таковому остаются жалкие крохи. Вы тоже догадываетесь об этом или вам нужны документы, доказательства?
-- В футболе, как я уже говорил, делается многое из того, чего быть в нем не должно. Но огульно обвинять всех и вся я бы не стал. А по поводу доказательств – да, они нужны! Иначе на основе чего принимать решения и, если подтверждается то, о чем вы говорите, применять суровые санкции?
-- Какой должен быть уровень этих доказательств?
-- Такой, который бы не вызывал вопросов. Вспомните, когда признавали договорным матч «Борисфен» -- «Полесье», заключение строилось лишь на том, что футболисты редко шли в подкаты. Нонсенс! Или возьмем недавний пример «Карпат», которые были лишены трех очков после того, как инспектор матча изменил свое мнение…
Разумеется, такие аргументы вызывают массу вопросов. Поэтому я и говорю, что доказательная база должна быть безупречной. Тогда на ее основе можно выносить очень жесткие наказания. А когда команда идет на риск ради очков, практически ничем не рискуя, это ее развращает, создавая ощущение вседозволенности.
-- Проблема договорных матчей актуальна не только в Украине. Сейчас скандалы бушуют в Италии, Бельгии, Голландии...
-- Говорить, что у нас все чисто – было бы глупо. Но для того, чтобы утверждать обратное, необходимы факты. ПФЛ как никто другой заинтересована в искоренении таких матчей, потому что они ухудшают инвестиционный климат в нашем чемпионате. Ни один серьезный спонсор не станет патронировать турнир с сомнительной репутацией.
-- Как и соревнования, организаторы которых – в данном случае ПФЛ и ФФУ – пребывают в состоянии перманентного конфликта. В чем ваши позиции непримиримы, а в чем – солидарны?
-- К сожалению, обострение отношений началось со дня моего прихода в ПФЛ. Первая же попытка лиги поднять проблему судейства вызвала ожесточенное сопротивление федерации, которое, вы правы, не утихает до сих пор. Любая наша инициатива в этом отношении вызывает гневную реакцию. Похоже, мир воцарился бы лишь в том случае, если бы я согласился на роль безучастного наблюдателя. Однако, насколько я помню, десять лет назад, летом 1996 года ПФЛ создавалась отнюдь не в качестве статичной, формальной структуры. Так почему ее статус должен меняться?
-- Все просто – права на проведение национального чемпионата принадлежат ФФУ. Она может их переуступать кому-то или нет. Вот федерация и действует с позиции силы.
-- А зачем, когда функции и обязанности можно разумно распределить?
-- Наверное, все упирается в недоверие. Вы же понимаете, у вас, Равиль Сафович, донецкие корни…
-- Я знаю, что меня связывают с Донецком. Пускай. Найдите документ, решения ПФЛ, в которых отражались бы мои симпатии к «Шахтеру», и я готов за них ответить. Вы знаете, чтобы убедиться в том, можно доверять человеку или нет, нужно хотя бы дать ему шанс.
-- И все же, потепление отношений возможно или нужно ждать выборов президента ФФУ, которые состоятся в 2008 году и еще не известно, к чему приведут?
-- Что можно ответить? Я жду потепления с 22 декабря 2000 года, слышу много красивых слов, но воз и ныне там.
-- Есть такая притча - после низложения одного дракона его место занимает другой…
-- Погодите. Или давайте так, вы не планируете уезжать из Украины. Нет? Ну, тогда наберитесь терпения. Скоро вы сами все увидите.
Популярное сейчас
-
36 стран в ОБСЕ призвали Россию полностью и безоговорочно вывести все свои войска с территории Украины
-
Стало известно место сборной Украины в обновленном рейтинге ФИФА
-
Лунин получил худшую оценку за матч с Наполи
-
Под Купянском появились вагнеровцы - Сырский
-
Будто и без того критики мало. Мудрика заподозрили в романе с русской моделью. ФОТО
-
Красотка дня. Роскошная девушка-модель скандального одноклубника Миколенко в Эвертоне. ФОТО
Комментарии 28