Святослав Сирота: "Найти свою команду"
ПФЛ избрала нового президента

ПФЛ избрал нового президента. Пусть «новай метла не будет мести по-новому», как обещал новоизбранный Святослав Сирота, а Равиль Сафиуллин подтвердил, что «никуда не уходит и будет помогать» бывшему подопечному, но на ближайшие 4 года у руля Лиги – новый человек. И никто меня не переубедит в том, что рано или поздно старый шеф потеряет влияние над ним.
И СНОВО О КРИЗИСЕ
«Это я неудачно зашел», – впору говорить новому президенту, цитируя классику. На пороге Украины нежданный и непрошеный кризис, о котором не говорит только ленивый, но не каждый представляет, что это и с чем его едят.
Но все его, так или иначе, ощущают. Кто в потере доходов, а кто и в потере работы...
Это не лирика. Кризис уже взялся за подведомственную Сироте организацию и пробует на прочность клубы первой и второй лиг. Не слышим мы об этом только по одной простой причине – команды ушли на новогодние каникулы, поэтому и с расходами нынче клубам попроще.
Но скоро выходить на зимние сборы... Не касаясь отдельных клубов, скажу, что в некоторых из них (не во многих ли? Это то, что на поверхности, что удалось узнать, из личного общения) уже есть задолженности по зарплате, персонал отправляют в отпуск за свой счет...
Ситуация посложнее будет, чем в Премьер-лиге. Поэтому Сироте как руководителю не позавидуешь. И с этими вопросами, и с более оптимистичными и интересными (например, о его футбольной карьере, Святослав – воспитанник киевского «Динамо», известный по серии пенальти в финале Кубка Украины-95) я отправился к нему в гости в офис ПФЛ, где Святослав уже пару дней заседал в новом кабинете – кабинете президента, который ему уступил Равиль Сафиуллин. Кстати, кабинет Равиля Сафовича – по соседству.
– Говорят, Сафиуллин остается в офисе ПФЛ?
– Нет, Равиля Сафовича не будет у нас в офисе. Ему просто нужно время чтобы переехать. У него есть офис.
– Он сосредоточится на работе в Верховной Раде?
– Именно.
– Чья была идея сделать Равиля Сафиуллина почетным президентом? После выборов ПФЛ это предложение уж слишком быстро прошло во вторник!
– Начну с того, что я никогда не скрывал, что очень благодарен ему в жизни, тому, что я получил – и знания, и опыт. Поэтому не скрываю, что тоже хотел видеть Сафиуллина почетным президентом. Что касается предложения, то письмо с соответствующим предложением пришло от винницкой «Нивы».
– Какие полномочия ты приобрел с приходом на должность президента? Чем они отличаются от обязанностей исполнительного директора?
– Приобрел полномочия президента. То есть человека, который не просто выполняет отдельно взятые функции, а, скажем так, является рупором того, что хотят клубы: с одной стороны озвучивает их мнение, с другой – должен это реализовать.
Никакой новой метлы не будет. Все, как было, так и остается. Единственное отличие – финансово-экономическая ситуация в стране. Приходится оптимизировать работу, уменьшать количество должностей, рассматривать сокращение зарплаты... Хотя я и не согласен с тем, что надо сокращать штат. Наоборот – надо новых людей брать! Потому что работы много. Но такова ситуация в стране...
Как бы там ни было, окончательное решение по этим и другим вопросам принимают клубы. Для этого был избран Центральный совет.
– Какие конкретно меры ты намерен предпринять во время кризиса?
– Этот вопрос мы будем выносить на Центральный совет (ЦС). Другие кандидаты тоже рассказывали свое видение, как клубам пережить кризис.
– Может, стоит поговорить со всеми клубами, спросить, какие у них проблемы, что им нужно? Может, взносы урезать?
– Со всеми на эту тему мы уже беседовали. Взносы... Это слово хорошо использовать в предвыборной программе. На самом деле, 80% взносов идет на оплату судей и инспекторов.
– Которые, как жаловались на отчетно-выборной конференции ПФЛ, будут проводить подготовительные сборы в Анталье!
– Это было предложение Комитета арбитров, чтобы провести сборы в Анталье. По договору между ФФУ и ПФЛ смету этого мероприятия утверждает Лига. Мы выносим вопрос на Центральный совет, он и будет рассматривать. Посчитает, что необходимо – поедут.
– Кстати, раньше проводили подготовку для судей в Турции?
– Были и в Турции, были и в Эмиратах. Почему нет – там многие клубы проводят сборы. Судьям надо не только теорию прочитать, но и непосредственно попрактиковаться. Мое мнение – по первой и второй лиге нет необходимости в сборах в Турции. Кроме того, учитывая финансовую ситуацию... Наши команды находятся в Крыму, Закарпатье. Команды, с которыми им непосредственно и предстоит работать.
– Дорого вообще провести такой сбор судей в Турции?
– Общая сумма на первую и вторую лигу в этом году – около 350 тысяч гривен. Но это еще по курсу 6 считали. Сегодня курс, как видим, изменился,
– Не то слово! Еще недавно турфирмы продавали путевки по курсу 11. Сейчас по 7,88. 0 6-ти там речи и близко нет!
– Да, курс сейчас другой, и сумма наверняка уже другая. К примеру, могу сказать, что в прошлом году такую сумму мы заплатили за сборы первой, второй и высшей лиг – и зимой, и летом! Если бы не сложившаяся ситуация, я за то, чтобы судьи ехали и в Турцию, и в Испанию, и в Италию. Это расширяет кругозор, это обмен опытом. Подготовка в странах, где футбол на шаг впереди нашего, им полезна.
– Сколько человек едут на сборы?
– По первой лиге – 66 человек, по 2-й – 72 арбитра. Это и основные, и помощники. И по 15 преподавателей на каждую из лиг. (Действительно, не так уж много планируется потратить на сборы! – 168 человек, на каждого по 2083 гривни. За такие деньги и путевку не найдешь! – А.Г.)
– Как ты относишься к идее, озвученной на Конгрессе ФФУ Григорием Суркисом – переехать в Дом футбола?
– От меня это зависит постольку-поскольку. Главное – мнение клубов. Конечно же, я благодарен Григорию Михайловичу и Федерации, что мы получили это замечательное предложение. Я направил в ФФУ соответствующее письмо, чтобы получить более подробную информацию: какие условия, площадь под офис. В среду этот вопрос рассмотрят на ЦС. Решение этого вопроса – полностью в полномочиях Совета.
– Некоторые из клубов считают, что офис, в котором сейчас находится ПФЛ, слишком дорогой. (Около 300 квадратных метров в центре Киева).
– Высказывались те люди, кто либо невнимательно смотрел наши финансовые отчеты, либо не смотрел вовсе. Те, кто смотрел, видел, что не так уж это и дорого.
– Расскажи о своей игровой карьере. Ты в прошлом вратарь...
– Я воспитанник киевского «Динамо». Всю жизнь связывал с «Динамо», с детства мечтал играть за него. Тренеры были у меня просто великолепные! Дали навыки не только футбольные, но и жизненные. И Онищенко, и Терлецкий, и Бышовец у меня был, и Черников, и Кащей. Надеюсь, никого не забыл и не обидел! Очень благодарен Колотову, с которым работал пять лет во второй и первой команде. При мне играли Игорь Кутепов, Александр Жидков, Вальдемарас Мартинкенас (литовца уже нет в живых. Будучи тренером вратарей эстонской «Флоры», он погиб в Словении накануне матча ЛЧ с «Горицей» – утонул. – А.Г.). Всегда был третьим. Всегда под ними, шансов не получал. В начале 93-го началась реорганизация киевского «Динамо»...
– С приходом Суркиса...
– Он – руководитель. Ни с Безверхим, ни с Суркисом не сталкивался. С приходом Фоменко! Тогда многих отправили из «Динамо» в свободный полет. И я уехал в Ровно.
Конечно, человек, который долгое время без игровой практики, не может реализовать себя. Михал Михалыч Дунец, который недавно возглавлял «Коммунальник», тогда руководил ровенским «Вересом». Он поверил в меня, дал шанс. Мне еще дали тогда лучшего игрока сезона в «Вересе». Может, играл бы и дольше, но как у нас обычно бывает в стране, у команды начались финансовые проблемы, нефинансовые проблемы... В общем, пробыл в «Вересе» полтора сезона.
Николай Петрович Павлов пригласил меня в «Днепр». Там сначала была интересная ситуация. Некоторое время не могли меня заявить – не уладили с, «Вересом» какие-то трансферные вопросы.
Потом заявили, но сыграл немного. Ушел Павлов, начались проблемы со здоровьем. Спина... А еще 40 дней лежал в больнице с аппендицитом! Серьезное осложнение было. Я на полгода вообще выпал из обоймы.
Потом пришел Грозный. Я так с ним и не встретился. Никто не позвонил, не предложил, не спросил, хочешь оставаться – не хочешь.
– А что было с контрактом?
– Да в то время и контрактов толком не было. Закончился сезон, я уехал домой в Киев. Команда разъехалась, и никому не сообщили, когда собираемся. Когда разъезжались, не было ни тренера, ни президента – никого не было! Даже позвонить некому. А потом кого-то проинформировали, когда собираемся, кого-то – нет. Одним из тех, кому не позвонили, был я.
Я побыл некоторое время дома, попробовал устроиться в одно место, другое, и в итоге уехал в Россию. «Газовик-Газпром», который тренировал тогда Виталий Шевченко.
– Ты ничего не забыл? А Штанге? Финал Кубка? (Сирота, заменив Медина, вышел на серию 11 – метровых в финале Кубка Украины-95 «Шахтер» – «Днепр». Но выиграть ее не сумел... – А.Г.)
– Время, когда работал Штанге, не считаю...
– Но он ведь тебя поставил на серию пенальти в финале Кубка!
– Это была не его инициатива. Вторым тренером тогда был Лысенко. Он, насколько мне известно, подошел и предложил, так как на тренировках, он считал, у меня лучше получалось, чем у Медина. Хотя, в принципе, я был не согласен с этим решением... Полтора часа на 40-градусной жаре, не участвуя в игре, это тяжеловато. То был бенефис Медина! Медину надо было дать доиграть, испить эту чашу до дна.
Там другой был момент. Со Штанге мы на зимних сборах ездили в Бразилию, играли против сборной! У ребят еще видеозаписи остались. Против Роберто Карлоса, Дида, Савио. Савио еще победный мяч забил. Проиграли 0:1 всего лишь!
Команда была у нас отличная, бомба просто? Но – как вратарь больше всего запомнил ровенский «Верес» – «Газовик». Есть такое понятие – своя команда. Вот, например, пришел Андрей Шевченко в «Челси». И не играет, и травмы одна-вторая-третья. Все взаимосвязано. В «Днепре» были отличные люди (со многими дружу до сих пор), но что-то не то...
Уехал в «Газовик-Газпром», в Ижевск. Там был замечательный тренер Виталий Шевченко (недавно работал в «Черноморце». – А.Г.). Там я познакомился с прекраснейшими людьми, с которыми теперь дружим семьями. Вот так получилось, что не в Украине их узнал! Это и Сергей Гусев, известный бомбардир «Черноморца», играл в национальной сборной Украины, Андрей Телесненко, тоже, кстати, играл в сборной, Саша Никифоров, брат Юрия Никифорова.
Я чувствовал себя в Ижевске королем. Город небольшой, все приятно: и обстановка, аура, и команда! После первой лиги России один мой хороший знакомый позвал меня в «Антверпен»... Дмитрий Селюк. Нельзя назвать его агентом, он – менеджер. Я приехал, он мне помог обустроиться! Жил там полтора месяца, это уже не был просмотр...
ВОСТОК – ДЕЛО ТОНКОЕ
– Контракт?
– Контракт я еще не заключил. Клуб обанкротился! И вот такое стечение обстоятельств... Приехал, а тут такое. Команду перевели в низшую лигу. Я остался у разбитого корыта. Из Ижевска ушел, а здесь не сложилось. Селюк предлагал остаться, помог бы подыскать команду.
Считаю, что надо было возвращаться в Ижевск, Хотя... Можно было и с Селюком остаться!
Поступило предложение из Узбекистана, я его принял. При Союзе была довольно известная команда – «Дустлик» (кто не знает, ударение на втором слоге. – А.Г.). Условия были достаточно привлекательные в финансовом плане...
– Такие же, как сейчас? Когда узбеки приглашают Ривалдо и Зико?
– Приблизительно такие же! Если сравнивать зарплату с зарплатой местных игроков, то можно было смело умножать на сто!
– Наверно, и задачи ставились серьезные? Чемпионство?
– Да, сначала такая задача ставилась. Но бывает так: есть у людей желание, но нет возможности. Финансовой. Мячи мы увидели только в третьем туре, до этого тренировались, бегали в горах. Зарплату-то пообещали, но не платили. Говорят: мы тебе дали квартиру, мало ли что случится... А будешь ехать домой, выдадим всю сумму! Вот так дурили футболистов.
– Так ничего и не дали?
– Дали какой-то минимум, который необходим на жизнь. Но в целом так ничего и не заработал.
– Долго пробыл в таких условиях?
– Полгода. Но у меня и проблемы со спиной пошли. Вернулся, долго лечился. Родилась дочь... Уже никуда и не хотелось ехать. А здесь, в Украине, уже и не помнят – пропал с Родины на пару лет. Так получилось, что и закончил. Как для вратаря рановато. В 27 или 28.
Анатолий Леонидович Арановский, известный в прошлом арбитр (к сожалению, он уже умер), предложил мне попробовать себя на судейском поприще. Так я посудил вторую лигу. Поработал с юношеской сборной. Пригласил Луценко Валентин Трофимович. Он возглавлял 86-й год. Толковая была сборная. Чигринский, Константин Кравченко, Ермак...
У нас был штаб в три тренера: возглавлял Луценко и тренеры Вадим Дердь и я. Я помогал и с командой, и отдельно работал с вратарями. Потом сняли Луценко, поставили Калитвинцева.
Я перешел в городскую Федерацию футбола (ФФ Киева), функционером. Проводили детско-юношеские турниры; уличный, пляжный футбол...
А затем уже пригласили в ПФЛ. Планировалось создать первенство дублирующих составов. Меня пригласили инспектором курировать и организовывать соревнования. Был ответственным секретарем, потом назначили исполнительным директором после ухода в «Шахтер» Попова...
Популярное сейчас
-
Россияне имеют три линии обороны, ВСУ уже прошли две, - Минобороны
-
Уничтожено более тысячи оккупантов и двести единиц техники за сутки. Генштаб ВСУ обновил данные о потерях россиян
-
Первый гол Яремчука, несгибаемый Арсенал, очередная награда Месси. Главные новости за 5 декабря
-
Для освобождения оккупированных территорий нужно 17 млн снарядов и 350-400 миллиардов долларов, - Генштаб
-
"Я за мир во всем мире". Российская модель, которую связывают с Мудриком, пожаловалась на хейт со стороны украинцев
-
Будто и без того критики мало. Мудрика заподозрили в романе с русской моделью. ФОТО
Комментарии 12