Юрий Дегтерев: "Был готов разорвать мяч"

Юрий Дегтерев: "Был готов разорвать мяч"


Сегодня, 9 февраля, в режиме Интернет-конференции с болельщиками пообщался легендарный вратарь донецкого «Шахтера» Юрий Дегтерев. Предлагаем вам полную версию этого онлайн-общения.

– Юрий Витальевич, как вы оцениваете форму «Шахтера» перед стартом в плей-офф Лиги Европы? Говорят, новые бразильцы могут потеснить кого-то из старожилов. Кого именно?

– Кого именно потеснят — должен решать тренер. А так, по играм в Марбелье, они себя показывают с очень хорошей стороны. Поэтому нет оснований их не ставить в состав. А вместо кого — решать тренеру. В Лиге Европы, думаю, «Шахтер» обязательно должен стартовать с победы. В спаррингах команда выглядит очень хорошо. Видно, что «горняки» из матча в матч осуществляют задумки тренера: когда надо — прессингуют, когда надо — начинают атаку со своей половины и так далее. В общем, есть все основания, чтобы проходить «Фулхэм».

– Что можете сказать о Косте, который по сравнению с Тейшейрой играет больше? Он уже вписался в рисунок игры «Шахтера»?

– Вписался. Такое впечатление, что он уже не первый сезон выступает у нас. А по своим кондициям он резкий, виртуозный такой, скоростной, с поставленным ударом. Дай Бог, чтобы парень расцвел в новой команде. Для этого есть все основания.

– В ближайшую субботу вы проведете тур по «Донбасс Арене». Перед вами были Кривенцов, Соколовский, Сопко… Вы с ними не общались по этому поводу?

– Нет, по этому поводу они со мной впечатлениями не делились. Я сам в первый раз буду выступать в роли гида, но мне это очень интересно. Я был на стадионах в 86-ти странах мира — начиная с «Маракана» и заканчивая многими европейскими аренами. «Донбасс Арена» им абсолютно ничем не уступает. Так что мне есть чем поделиться с болельщиками.

– Видно, что Мирча Луческу уже определился с основным центральным защитником, роль которого выполняет Ракицкий. Кто, по вашему мнению, должен действовать с ним в паре?

– Сложно сказать, ведь тренеру виднее. Придет начало сезона, и тогда все точки над «i» будут расставлены. Слава Богу, у нас есть большой «хвостик», есть кому играть и кому заменить любого игрока.

– Что можете сказать о нынешней ситуации в отечественной вратарской школе?

– В последнее время в Украине действительно появилось много перспективных вратарей. Можно сказать, что сейчас в нашей стране есть пять равноценных голкиперов. Им выдали лестницу. Посмотрим, кто из них выше поднимется. Это спорт. Сильнейший играет, другой подстраховывает.

– Юрий Витальевич, давно ли вы были на охоте? Какой ваш самый серьезный трофей?

– Недавно. Вот когда был зверь, тогда были и трофеи. Раньше в Славяногорске, где мы охотились, был и лось, и кабан. А сейчас остались считанные особи, поэтому пусть растут.

– Ваши партнеры по команде рассказывали, что вы и на базе не расставались с ружьем…

– Да, было. Это уже когда к нам Яремченко присоединился, а еще Звягинцев, Чанов с нами ходили. Был свой коллектив охотников. Без добычи на базу не возвращались.

– Как вы относитесь к фанатам донецкого «Шахтера» – так называемым «ULTRAS», которые активно поддерживают команду?

– Только приветствую. Поддержка команды идет колоссальная, и это лишний стимул для игроков показывать хороший футбол и побеждать.

– Открытием нынешнего сезона стал молодой вратарь запорожского «Металлурга» Максим Коваль. По-вашему, у него есть будущее?

– У него большое будущее, если, конечно, он не будет зазнаваться. И тренер также должен его «держать», чтобы «звездочку» не поймал. Будет работать над собой, совершенствовать свое мастерство – обязательно станет «большим» вратарем. По антропометрическим данным, по технике и так далее у него все есть. Как я уже сказал, в последнее время у нас появилось много прекрасных вратарей: Пятов, Худжамов, Шуст, Коваль… Тренеру сборной есть из кого выбирать.

– Сможет ли тираспольский «Шериф» добиться таких успехов, как «Шахтер»? Хотели бы вы, чтобы «Шахтер» стал первым победителем Лиги Европы?

– «Шериф» может добиться успехов, если у них будет такой же президент, как у нас. Что касается второго вопроса, то, конечно, я бы хотел, чтобы «Шахтер» стал победителем Лиги Европы. Дай Бог, чтобы мы снова забрали Кубок УЕФА, хоть и в турнире под новым названием.

– «Шахтеру» по силам выиграть Лигу чемпионов?

– Давайте посмотрим, как мы начнем выступления в плей-офф Лиги Европы. Старт – это большое дело. Я никогда не даю прогнозов, но по тем играм, которые я вижу, думаю, перспектива есть.

– Чем сейчас занимается Юрий Дегтерев?

– Я, как и прежде, предан Донбассу, являюсь коммерческим директором фирмы, которая занимается облагораживанием Донецка.

– Хотелось бы узнать как у бывшего игрока-тренера «Шахтера», кого из нападающих вы бы ставили в стартовый состав? И можете дать оценку четверке главных форвардов команды?

– Сложный вопрос. Не зная полную картину состояния игрока, трудно сказать, кто должен играть. Есть тренер, который показал, что он может работать и вести свою команду вперед. Огромная заслуга президента, который в свое время выдержал напряжение, связанное с неудачными играми.

– Можете назвать самый обидный гол, который вы когда-либо пропускали?

– Не вспомню точно в каком году, но это было по возвращении из сборной в Донецк. Мы принимали на ЦС «Шахтер» «динамовцев» Тбилиси. Дул порывистый ветер, Хурцилава перешел с правого полусреднего и хотел сделать перевод на левый фланг. Я выхожу ближе к штрафной, а у него в это время мяч срезается и благодаря ветерочку опускается прямо мне за шиворот – гол. Я готов был мяч тот разорвать! Но ничего, тот матч мы выиграли со счетом 3:1. Кто не работает, тот не ошибается.

– Если бы была возможность прожить жизнь сначала, вы бы стали заниматься футболом?

– Думаю, что да.

– Наверняка многим интересно, почему вы отошли от тренерской деятельности?

– В 1983 году я закончил Академию МВД, и мне нужно было идти на практическую работу. Поэтому я сразу перешел в БХСС, потом работал в уголовном розыске, в ДИВД. А когда ушел на пенсию — пять лет поработал с вратарями. К сожалению, аэрофобия не позволяет мне летать на самолетах. Был случай, в США наш самолет загорелся на взлете. Это было в 1968 году. А потом уже вспыхнули и в Донецке, когда на ТУ-124 летели в Киев в сборную. К счастью, тогда успели сесть и потушить самолет. А еще с командой как-то садились в Акапулько. Помню, Старухин говорит: «Горим!» — загорелась левая сторона самолета. Успели сесть, пилоты вышли спокойные, говорят, мол, все нормально. Быстро выключили двигатели, отремонтировали самолет… После этого пользуюсь лишь сухопутным транспортом.

– Всем ли ветеранам получается связать свою жизнь с любимой командой? В частности, известно ли вам, какие пути намечены для Езерского?

– Езерскому еще играть и играть! А вообще считаю, что каждый игрок должен думать о завершении карьеры. Много было случаев, когда человек заканчивал играть и вдруг понимал, что ни к чему не приспособлен. Поэтому пути отхода должны быть более-менее подготовлены заранее.

– Когда-то вы считали, что российский чемпионат сильнее украинского. А сейчас не изменили свою точку зрения?

– Нет, он и сейчас немножко сильнее. У нас меньше команд, чем в России, показывают хорошую игру. Тот же «Рубин» можно сравнить с «Шахтером» союзных времен. Московские команды сначала нас тоже не воспринимали всерьез. А потом мы им как стали поперек горла – то Кубок заберем, то важные очки в чемпионате отнимем… У нас подобрался великолепный коллектив, и сопротивление мы оказывали любому сопернику.

– Как вы считаете, почему Худжамов столь редко попадает в стартовый состав?

– С профессиональной точки зрения задам встречный вопрос: а на каком основании не ставить Пятова? Вратари — вообще особые люди в команде, к которым нужно иметь очень тонкий психологический подход. Если вратарь играет пять игр хорошо, а в шестой проваливается — его нельзя в следующем матче менять, иначе просто можно травмировать психологически, и потом он будет дольше восстанавливаться. Я считаю, что играть должен тот, кто сильнее.

– Часто доводилось слышать, что вратари — особенные люди. В чем же их особенность?

– Например, другая подготовка. К тому же на вратаря давит не столько физическая нагрузка, сколько психологическая. Например, за игру полевой игрок теряет два килограмма, и я терял столько же, хотя и не бегал на поле. Но вес все равно сжигался!

– Вы свою карьеру начинали с позиции вратаря?

– В принципе, да, и желания сменить амплуа никогда не было. Конечно, каждый вратарь хочет поиграть в поле, поэтому на тренировках я часто забивал голы. Мы играли на маленькие ворота, на которые любой полевой игрок мог стать. Обычно на тренировках Старухин становился в ворота, а я играл в нападении.

– Расскажите о происхождении вашего прозвища «Дуган»?

– Это прозвище дали мне ребята. Тогда в Англии играл нападающий Дерек Дуган. Мы какой-то матч смотрели с его участием, а потом вышли на разминку перед одной из игр. Ну, я же, как всегда, — в нападении. И кто-то из ребят крикнул: «Грузи на Дугана!». Так сразу и прилипло.

– Как у вас завязалось знакомство со Львом Яшиным?

– Это было в 1965 году в «Лужниках» на сборах юношеской сборной. Он первый ко мне подошел, познакомился. Оказывается, он всегда приходил посмотреть на тренировки юношеских сборных. Так мы со временем и сблизились.

– И в Москву он вас звал. Почему же вы отказались играть в столице?

– Не знаю. Может быть, это и называется патриотизмом. И в Киев Валерий Васильевич звал. Говорил: «Давай, будешь в сборной, на виду…». А я говорю: «Я и так на виду». Потом я, конечно, ощутил: чтобы попасть в сборную, нужно было на два порядка лучше играть.

– Юрий Витальевич, какие перспективы у сборной Украины, возглавляемой Мироном Маркевичем? Как вы относитесь к совмещению им двух должностей?

– Совмещение я, конечно, не приветствую. Очень хорошо знаю Мирона, играл и вместе с ним, и против него. Знаю его характер и умение подготовить игрока, настроить его на матч. Главное в сборной — создать клубную атмосферу. В свое время были прекрасные педагоги: Якушин, Качалин, Симонян. У нас был Ошенков, Морозов… С этими людьми мне Бог дал встретиться и в сборной, и в «Шахтере». Помню, в 1968 году после завоевания «золота» на молодежном Чемпионате Европы я получил вызов в первую сборную СССР, был четвертым вратарем после Яшина, Пшеничникова и Кавазашвили. В общем, для меня та поездка в Швецию была как премирование. А в команде выступали Шестернев, Капличный, Истомин, Метревели… Ну все асы! Куда мне в такой компании играть? Был случай… Начинается установка. Якушин сидит, смотрит на меня и говорит: «Ты вратарь?». Отвечаю, мол, да. «Сегодня играешь…» Я и испугаться не успел! Вышел на игру, правда, как будто ничего не видел: ни трибун, ни игроков. Мы сыграли 2:2. Думаю, как же так – два мяча пропустил, пусть даже один с пенальти? А мне потом говорят: «Ты такое в рамке творил!». А я не помню. Первая игра для меня была как сон.

– Как вы оцениваете игру нынешнего вратаря «Шахтера» Андрея Пятова? Какие у него перспективы в футболе?

– Перспективы хорошие, дай Бог, чтобы не было травм. А так все идет нормально. Как говорил Лев Иванович, лучше играть всегда на твердую «четверку», чем в одной игре — на «пять», а в следующей — на «два». Если вратарь играет стабильно, то и вся команда чувствует себя уверенно.

– Кто из вратарей в мировом футболе вам наиболее симпатичен?

– Испанец Касильяс. А раньше — голкиперы нашей школы Дзофф, Майер. Нашу вратарскую школу основал Лев Иванович. Он в свое время говорил: «Не надо никуда лететь в облака. Отбей мяч рукой, носом, ухом. Твое дело — не пропустить, любой ценой отстоять свои ворота. Все. Остальное придет со временем». Считается, что Лев Яшин основал школу игры на выходах, хотя до него и Хомич практиковал этот элемент игры в силу своего невысокого роста. Но раньше же можно было вратарю мяч под мышку взять и бегать с ним по всей штрафной — ловите меня! Потом уже сделали три шага и так далее. Игроки тогда, конечно, были очень сильны. Настоящие звезды! В 1967 или 1968 году к нам на «Лужники» приехали бразильцы. Мы увидели Гарринчу и думаем: что это травмированного на поле выпустили? Неужели игроков не хватает? Но когда в игре ему дали мяч, и он исполнил свой знаменитый финт — это было нечто волшебное. Вообще тот трюк у него был один, но настолько досконально отработан, что защитники все равно ловились.

— Юрий Витальевич, скажите, пожалуйста, как вы относитесь к тому, что в нашей команде увеличилось количество легионеров?

— Думаю, в этом виноваты сами игроки. Если так получается, что иностранные футболисты выглядят предпочтительнее, то чего же стоит ожидать. Любой тренер будет выпускать в состав того, кто к тому моменту лучше подготовлен. Не уверен, что в этом случае есть какие-то разделения по национальному признаку. Правда, посмотрите, сейчас открывается много академий, футбольных школ, так что придет время, когда у нас отыщутся свои, доморощенные звезды. Чего далеко ходить? Взгляните на Ярослава Ракицкого! Ведь парень безболезненно вошел в команду, и потеря Дмитрия Чигринского не стала такой ощутимой, как многие предрекали. Например, сейчас главный тренер молодежного состава «горняков» Валерий Яремченко отыскивает талантливых парней. Если в год первая команда будет пополняться одним-двумя резервистами, то толк из этого будет.

— Вы следите за выступлениями молодежного состава «Шахтера»?

— Да, конечно, я по возможности смотрю их игры.

— Если вдруг когда-то на «Донбасс Арене» состоится матч с участием легенд «Шахтера», вам хотелось бы принять в нем участие?

— Сыграть, конечно же, хотелось бы. Да вот суставы уже закостенели, боюсь, если упаду, то рассыплюсь, возись потом со мной, собирай.

— Кого вы считаете лучшим игроком нынешнего «Шахтера»? Кто вам больше импонирует?

— Мне нравится Фернандиньо, хотя в последнее время он немного сдал, но все же… Раньше футболистов такого плана называли разводящими.

— У вас никогда не было мысли написать книгу воспоминаний, вам ведь есть что рассказать любителям футбола?

— Были когда-то такие мысли, но на том все и закончилось.

— Возвращаясь к теме о легионерах, скажите, как вы считаете, есть ли необходимость ужесточить лимит на иностранных игроков в высшем футбольном дивизионе Украины?

— Думаю, это не было бы лишним. В какой-то мере из-за этого и нашим футболистам тяжеловато раскрываться, хотя условия подготовки у всех одинаковые.

— Могли бы вы дать оценку еще одному приобретению «Шахтера» — Роману Емельянову?

— Это несомненное усиление команды. Он — молодой, талантливый, перспективный футболист, дай Бог, чтобы он раскрылся в нашей команде. Во всяком случае, условия для этого созданы фантастические. И новые бразильцы мне очень по нраву. Посмотрите на Дугласа, ведь такое чувство, будто бы он здесь отыграл пару-тройку лет. Вспомните, когда у нас появились Виллиан или Илсиньо, то им нужно было какое-то время для адаптации. А Коста все это как-то проскочил. Хотя ему было проще адаптироваться в коллективе, где уже много соотечественников.

— Как вы думаете, почему бразильские футболисты не имеют привычки благодарить болельщиков после матча?

— Может быть, они не совсем много знают об этой традиции. Скорее всего, им нужно об этом рассказать.

— Кто ваш кумир в спорте?

— Авторитет у меня был один — Лев Иванович Яшин. Знаете, он был таким человеком, вокруг которого все собирались. У него была черта характера — он не любил ходить по магазинам. Допустим, когда мы были в Италии, зашли вместе с ним в магазин, его там буквально сразу узнали. Продавцы в один голос заговорили: «Ящин, Ящин!». Они не хотели брать с него деньги за сувениры, он этого жутко не любил. Поэтому порой просил нас купить что-то, чтобы самому не ходить по магазинам и внимания не привлекать.

— У каждой команды есть черные и белые полосы. Как вы считаете, поражение в первом круге от киевлян связано именно с этим, или же есть и другие причины?

— Причин в этом случае может быть много. Не исключено, что ребята «перегорели», перенастроились. Такое нередко случается у спортсменов. В мою игровую бытность я переживал нечто подобное: ты слишком сильно себя накручиваешь, настраиваешь, а когда выходишь на поле — ноги ватные, обессиленные.

— Поддерживаете ли отношения со своими бывшими партнерами по команде?

— Конечно, Валерий Яремченко, Виктор Звягинцев, Виктор Грачев… Да и с остальными ребятами связь поддерживаем, общаемся.

— Юрий Витальевич, у вас есть внук. Вы бы хотели, чтобы он повторил вашу судьбу?

— Моему внуку 14 лет. Но он пошел по линии плавания, и результаты, хочу сказать, показывает довольно неплохие. Я не сторонник того, чтобы его заставлять, вынуждать заниматься именно футболом. Пусть он выбирает то, что ему по душе.

Оцените этот материал:
Комментарии
Войдите, чтобы оставлять комментарии. Войти
nemoj (запорожье)
Много букафф )))))))))
Ответить
0
0
Вернуться к новостям
Комментарии 1
nemoj (запорожье)
Много букафф )))))))))
Ответить
0
0

Новости Футбола

Лучшие букмекеры

Букмекер
Бонус