Луис Монти. Если победишь - умрешь, если проиграешь - тоже умрешь


Материал Владимира Войтюка о единственном футболисте, который сыграл в финалах Мундиалей за две разные сборные

Луис Монти. Если победишь - умрешь, если проиграешь - тоже умрешь

Володимир Войтюк Автор UA-Футбол

Он был надежный и несокрушимый, как скала, у него было чему поучиться и что перенять. Не все его любили, но уважали все без исключения - и свои, и чужие.

Чемпион мира 1934 года Луиджи Бертолини о Луисе Монти

Накануне финала Мундиаля 1934 против чехословаков игрокам Скуадры адзурры зачитали напутственное слово от Бенито Муссолини: «Победа или смерть, джентльмены. Если чехи играют корректно, мы тоже играем корректно. Если же они прибегнут к запрещенным приемам, мы должны ударить первыми, а они должны упасть к нашим ногам. Удачи завтра. Вы должны победить. Если нет - могут быть последствия». Никому из футболистов сборной Италии не нужно было объяснять, что скрывалось за эвфемизмом «последствия». Это письмо особенно задел Луиса Монти, который четыре года назад защищал цвета Аргентины в финале первого Мундиаля. Один из самых грубых футболистов в истории грустно пошутил: «В Уругвае они угрожали убить меня, если мы выиграем. В Италии они угрожают убить меня, если мы проиграем. Черт побери, лучше бы я стал садовником». Готовясь к худшему, Монти начал вспоминать все свои взлеты и падения.

Луис родился в 1901 году в Буэнос-Айресе, в семье итальянских эмигрантов. Монти не представляли своей жизни без футбола. Так, дяди Луиса стояли у истоков клуба Сан-Лоренсо, а затем в этой команде появились еще трое представителей этой династии. Однако наш герой всегда сам выбирал свой путь. Он решил попробовать свои силы в составе принципиального соперника Сан-Лоренсо - Уракана. Не без помощи талантливого хавбека в 1921 году ни один аргентинский клуб не устоял перед натиском урагана. После дебютного триумфа Монти прислал своей семье записку, в которой процитировал знаменитое послание Гая Юлия Цезаря: «Пришел, увидел, победил». Родственники приложили немало усилий, чтобы перетащить Луиса в семейный Сан-Лоренсо. Однако он отказал и оказался в «Боке». Там, неожиданно для себя, Монти оказался на скамейке запасных. Его терпения хватило только на три месяца. Теперь Луис поменялся ролями с родными: он умолял взять его в Сан-Лоренсо. Семья простила блудного сына, и начиная с 1922 года хавбек сиял в составе Святых.

Луис Монти. Если победишь - умрешь, если проиграешь - тоже умрешь - изображение 1

Хотя «сиял» - это слишком громко сказано. В первую очередь Монти отличала надежность. Луиса часто приставляли к самому опасному футболисту соперника. И он почти всегда выключал жертву из игры. Если Луису не хватало мастерства, то в ход шли его другие козыри, за которые он и получил свое прозвище «Костолом». После противостояний с Монти его оппоненты, как правило, еще долго зализывали раны в лазарете. На тренировках Сан-Лоренсо во время двусторонних игр все мечтали оказаться в одной команде с Монти. Нет, вовсе не потому, что он гарантировал победу. Просто на тренировках Луис играл так же, как и в официальных матчах. Никому не хотелось на несколько недель или месяцев уйти в незапланированный отпуск.

Болельщики же Сан-Лоренсо обожали Луиса и называли его «Doble Ancho» - «шире двух». Он оправдывал данное прозвище не только своими антропометрическими данными, но и тем, что держал под контролем гораздо больший участок поля, чем другие игроки. А еще Монти имел уникальные лидерские качества, он никогда не спешил выбрасывать белый флаг, даже тогда, когда его команда горела в 3 мяча. Если вы думаете, что Луис был только привязанным сторожевым псом, то сильно ошибаетесь. Он умел и любил ходить в нападение. Также Монти прекрасно дирижировал действиями команды, что потом неоднократно становилось полезным наставнику Скуадры адзурры Виторио Поццо.

В 1923 и 1924 годах Луис повторяет свой золотой успех времен Уракана. Естественно, что наставник альбиселесте Анхель Васкес не мог игнорировать Костолома. В 1924 году Монти впервые надел футболку сборной. Но наш герой не впечатлил наставника, поэтому Васкес отцепил его от поездки на чемпионат Южной Америки 1924. А вот через три года, после очередного триумфа со Святыми, Монти получил первый серьезный титул со сборной. Еще более сладкой победу на чемпионате Южной Америки делало то, что в ключевом матче аргентинцы победили олимпийских чемпионов, уругвайцев. Поединок удался на все 100%. За 5 минут до конца при счете 2:2, уругваец Канавесси отправил мяч в сетку ворот. Правда, собственных. Как писали аргентинские газеты, эта виктория показала, какая команда на самом деле является сильнейшей сборной мира. Они завели старую пластинку: «Если бы альбиселесте поехали на Олимпиаду в Париж, уругвайцам не видать бы чемпионства, как своих ушей». Ассоциация футбола Аргентины готова была пожертвовать всем ради победы. Она хотела удержать дома всех лидеров сборной к Олимпиаде 1928, а потому закрывала глаза на немалые конверты, которые получали ведущие футболисты альбиселесте, и на фиктивные свидетельства о трудоустройстве.

Однако это же Аргентина, а не Германия, и здесь никогда ничего не происходит согласно плану. За несколько недель до начала Олимпиады в Амстердаме участие альбиселесте в футбольном турнире оказалась под вопросом. Финансы, которые ассоциация длительное время собирала на поездку в Нидерланды, исчезли в бездонных карманах чиновников. Когда игроки альбиселесте уже потеряли надежду на олимпийское золото, на горизонте вдруг появились несколько богатых предпринимателей, которые выделили немалые деньги на «святое дело» - забрать футбольную корону в ненавистных уругвайцев. Все эти проблемы сказались на игре сборной, которая в последних тренировочных матчах перед Олимпиадой выглядела очень бледно. Однако с первого же матча в Нидерландах все для альбиселесте начало складываться - лучше не придумаешь. Первой под аргентинский каток попала сборная США. Этот матч еще долго снился янки в кошмарах, ведь не каждый день проигрываешь 2:11.

В четвертьфинале бельгийцы уже к 10-й минуте получили три гола. Однако аргентинцы сами создали себе проблемы на ровном месте. Они подумали, что победа уже у них в кармане. Красные дьяволы быстро воспользовались спячкой, в которую упали альбиселесте. И на 53-й минуте Мьешаль восстановил статус-кво. Аргентинцам понадобилось чуть больше 20 минут, чтобы оправиться от этого ощутимого удара. Бельгия же не смогла воспользоваться тем, что альбиселесте находились в состоянии грогги. В последнюю пятнадцатиминутку латиноамериканцы расставили все по своим местам, еще трижды зажигая красный свет за воротами европейцев. В полуфинале Фортуна улыбнулась аргентинцам на все 32 зуба, подбросив им в соперники египтян. Альбиселесте разбили фараонов 6:0 и стали готовиться к финалу, в котором их ждали ...

Конечно же, уругвайцы. 90 минут соседям оказалось мало, чтобы определить сильнейшего. В переигровке Фигероа уже на 17-й минуте вывел Селесте вперед. Уругвайцы взяли мяч под свой контроль и потеряли несколько стопроцентных возможностей, чтобы добить раненого аргентинского зверя. Деморализованные альбиселесте из последних сил отбивались, совсем забыв о дороге к воротам олимпийских чемпионов. И тут свое веское слово в очередной раз сказал вожак аргентинской стаи. Монти организовал стремительную контратаку, которую и довел до логического завершения. Теперь уже альбиселесте не давали спокойно дышать уругвайской защите.

Однако аргентинское цунами успешно тушили два волнорезы Селесте - Насасси и Ариспе. Правда, даже этим гениальным защитникам было не под силу умножить на ноль фантастический нападение альбиселесте. Иногда Тараскона, Орси и Феррейра удавалось проскочить Сциллу и Харибду и выйти на свидание с Масали. К сожалению, для Монти и Ко, в этот день голкипер играл, как Бог. После очередного сейва Масали, альбиселесте не уследили за Эктором Скарони, выстрел которого принес Селесте второе олимпийское золото. Разочарованные аргентинцы во главе с капитаном Монти, вернулись домой на щите.

Луис Монти. Если победишь - умрешь, если проиграешь - тоже умрешь - изображение 2

Через год альбиселесте взять маленький реванш, одолев Селесте на чемпионате Южной Америки. Для полноценной вендетты аргентинцам не хватало победы на Олимпиаде. Альбиселесте совсем не хотелось ждать еще долгих 3 года, чтобы поквитаться с уругвайцами за все старые обиды. И вот в мае 1929 года аргентинцы получили письмо от FIFA, который заставил их прыгать от счастья. Уже летом 1930 года они будут иметь возможность утереть нос уругвайцам на дебютном чемпионате мира.

На этот раз аргентинцы тренировались гораздо тщательнее, чем перед Олимпиадой. В 1929 году в Буэнос-Айрес приехали сами родоначальники. Правда, это были не Арсенал, Эвертон или Шеффилд Уэнсдей, а скромный Челси, который финишировал лишь 9-м во втором дивизионе. Аргентинские ученики переплюнули английских учителей со счетом 3:2. Однако эта победа не добавила латиноамериканцам оптимизма. Ведь игра закончилась громким скандалом, который не обошелся без Луиса Монти.

За несколько минут до конца поединка капитан лондонцев Эндрю Уилсон в грубом подкате скосил форварда хозяев. Судья откровенно проспал этот фол. И здесь аргентинские болельщики решили устроить самосуд над британским мясником. Они легко смяли немногочисленные полицейские редуты и заполнили поле. Толпа напугала даже Уилсона, который не боялся самого черта. Он прошел Первую мировую войну, где ему в руку попал заряд шрапнели. Поэтому Эндрю всегда надевал специальную перчатку, которая маскировала истерзанную конечность. Уилсон пытался спрятаться в раздевалке от горячих аргентинских болельщиков, но один из них достал его и ударил в лицо.

Футболисты альбиселесте тоже не отставали от своих фанатов. Естественно, что в эпицентре боевых действий оказался Монти, который в драках чувствовал себя, как рыба в воде. Он ударил по яйцах Джорджа Роджера, который после такого коварства оказался в глубоком нокауте. Англичане еле вырвались из ада, на который для них превратился стадион. На этом неприятности британцев не закончились. Если верить главе делегации Челси, кто-то из аргентинских футболистов разбил стекло в дверях гостевой раздевалки. По словам этого же заинтересованного свидетеля, он видел неподалеку от места преступления Монти. Игроки Челси, понимая, что в раздевалке оставаться не слишком безопаснее, чем на футбольном поле, как пробки из шампанского выскочили оттуда. Добравшись автобуса, заморские гости смогли немного перевести дыхание. К сожалению, для Синих, ненадолго. Когда они попытались тронуться, то обнаружили, что аргентинские фанаты прокололи шины автобуса.

15 июля 1930 альбиселесте начали свой поход за Золотой Никой. Аргентинцы должны были сыграть дебютный матч чемпионата мира на новеньком «Сентенарио». Но и здесь латиноамериканский магический реализм откорректировал планы организаторов. Главная арена дебютного Мундиаля смогла принять футбольный матч только 18 июля, через 5 дней после первого матча турнира. Поэтому аргентинцам пришлось играть с французами на «Парк Сентраль», домашней арене Насьоналя. Альбиселесте подходили к этому матчу в статусе явного фаворита. Не добавляло галлам вистов и то, что они 13 июля сыграли с Мексикой (если верить некоторым из игроков Синих, они с пользой провели свой выходной, посетив несколько борделей). На 2-й минуте поединка Монти снова проявил себя во всей красе. Он так приласкал Люсьена Лорана, что он до конца матча лишь беспомощно ковылял по полю (тогда заменами на мундиале и не пахло). Несмотря на игру в большинстве, аргентинцы никак не могли пробить Алексиса Тепо, который в этом матче стоял за двоих. Также галлы получили допинг от местных болельщиков, которые прекрасно понимали, что только соседи могут перегородить их любимчикам путь к трофею. На 81-й минуте Монти доказал, что умеет не только ломать соперников, но и играть в футбол. Его удар со штрафного заставил капитулировать даже фантастического Тепо.

В следующем матче аргентинцы потренировались на мексиканских котятах - 6:3. К финальной игры группового этапа аргентинцы и чилийцы подходили, имея на своем счету по две победы. Ключевой матч превратился в побоище. По фотографиям, которые уцелели с тех доисторических времен, можно составить впечатление об этом «зрелище». На них 30 полицейских пытаются разнять соперников, которые идут стенка на стенку. Кто зажег искру из которой разгорелось пламя? Наверное, вы без проблем ответите на этот элементарный вопрос. Чилиец Артуро Торрес сбил Монти. Луис мгновенно поднялся с земли и мощным ударом в нос отправил своего обидчика в нокдаун. К счастью, полицейским быстро удалось погасить страсти. В футбол же лучше играли аргентинцы, которые заслуженно прошли в полуфинал. Там янки не создали серьезных проблем альбиселесте, проиграв в одни ворота со счетом 1:6. Именно Монти открыл счет в поединке. Но на этот раз он обошелся без своего традиционного дубля: гол + сломанный соперник.

Луис Монти. Если победишь - умрешь, если проиграешь - тоже умрешь - изображение 3

В финале болельщиков ждал матч мечты - Уругвай против Аргентины. Луис отдал бы все свои предыдущие достижения за победу над Селесте 30 июля 1930. Правда, вскоре в эти планы Монти пришлось внести существенные коррективы. Когда арбитр Джон Лангенус дал стартовый свисток Луис с радостью пожертвовал бы всеми своими трофеями, чтобы не победить в финале.

В чем причина такой странной метаморфозы? Бесстрашного Монти не на шутку запугали. Перед финалом он получил анонимное послание: «Если ты проигнорируешь это письмо, то можешь распрощаться со своей жизнью. Кстати, как там здоровье у твоей жены и дочерей?». Монти всегда хватало храбрости, но родные - совсем другое дело. Поэтому Луис отказался играть в финале. Тренерскому штабу пришлось изрядно поломать голову над тем, кем заменить Луиса. В конце концов, после длительного перетягивание каната, Монти в день матча сообщил, что готов сыграть в финале.

На самом деле, Луиса заставили выйти на поле в решающем матче. Он признавался, что отдал бы все золото мира, чтобы в этот день оказаться как можно дальше от «Сентенарио»: «Я очень боялся. У меня не выходили из головы жена и дочери. Во время матча я даже не понимал, что сейчас играю в футбол. Перед финалом я постоянно плакал и трясся от страха в раздевалке. Естественно, что на газоне «Сентенарио» в финале болельщики увидели не привычного Быка (еще одно прозвище аргентинца), а невинную овечку. Я был собственной тенью. Мне очень жаль, что я подвел партнеров, ведь мы весь матч играли в меньшинстве. Я уверен, что с Чивидини (он заменил бы Луиса, если бы Костолом таки закосил от финала) мы бы взяли титул», - рассказывал Монти.

Несмотря на незаметность Луиса в первом тайме, он несколько раз заигрывался и забывал, какие последствия будет иметь для него победа. Луис был гениальным футболистом, а также демонстрируя процентов 30% своих возможностей, принял участие в двух голевых атаках Аргентины. Однако в перерыве «добрые люди» напомнили Костолому о том, что не сводят глаз с его родных. И во второй половине финала Монти был похож на колосса на глиняных ногах.

«Луис просто стоял в центре поля. Казалось, что он просто не понимал, где находится. Монти совсем не напоминал того замечательного дирижера, которого мы видели в сотнях сыгранных им матчей», - разочарованно отмечал El Grafico. Во втором тайме, когда Уругвай перевернул ход матча в свою пользу, аргентинцы начали искать Монти, надеясь, что он, как всегда, поведет их вперед. Однако Луис просто стоял, показывая, что ему плевать на результат матча. В конце матча Кастро сделал контрольный выстрел по воротам альбиселесте, установив счет 4:2. Несмотря на поражение в финале, в Аргентине футболистов встречали как героев. Пресса писала, что их идолы сделали во враждебном логове все, что могли. Просто в финале им не дали победить. Журналисты валили все на судью, который закрывал глаза на многочисленные фолы Селесте, уругвайских болельщиков, которые готовы были линчевать альбиселесте в случае их победы, и на Монти.

«Луиса в финале было не узнать. Когда в одном из эпизодов уругваец упал, то Монти немедленно подбежал к нему и помог ему подняться. Разве это тот Луис, к которому мы все привыкли? Финал показал, что у него вместо яиц - влагалище. Другим игрокам тоже угрожали, но это не повлияло на игру. Только Луисито наложил в штаны», - писал одна из буэнос-айресских газет.

Монти сделали персоной нон грата как в аргентинской сборной, так и в Сан-Лоренсо. При встрече бывшие друзья отказывались подавать ему руку. Луис забросил тренировки и начал думать над тем, чтобы повесить бутсы на гвоздь. Вдруг прилетели итальянские купцы, правда, не из Венеции, как у Шекспира, а из Турина, что в футбольном плане значительно соблазнительнее. Луису предлагали такие деньги, которые ему и не снились. На родине Монти приходилось работать в муниципалитете, чтобы как-то свести концы с концами, ведь деньги в конвертах ему выдавали в Сан-Лоренсо крайне нерегулярно. А после конфуза в финале Мундиаля, боссы Святых считали, что это Луис должен им доплачивать за то, что они мирятся с присутствием в клубе прокаженного Монти. «В Аргентине после чемпионата мира 1930 году я должен был выбрать между трусом и предателем. Я остановился на втором варианте».

Луис Монти. Если победишь - умрешь, если проиграешь - тоже умрешь - изображение 4

В Ювентус Монти попал с подачи барона Маццониса. Вице-президент бьянконери практически никогда не ошибался с трансферами. Его недаром называли Мидасом, ведь все, к чему он прикасался, впоследствии превращалось в золото. Правда, когда в Ювентусе впервые увидели Луиса, то подумали, что на этот раз нюх подвел Маццониса. Склонный к полноте Монти за несколько месяцев простоя набрал около 20 килограммов лишнего веса. Игроки Ювентуса начали насмехаться над Монти, заявляя, что этот бык больше подходит не для корриды, а для забоя. Папарацци тоже вставили свои 5 копеек: «Теперь Луиса следует называть не «шире двух», а «шире трех». Бык решил утереть нос всем своим недоброжелателям и начал тренироваться, как проклятый. День Луиса начинался в 6 утра с 10-километровой пробежки. Для того, чтобы быстрее сбросить лишние килограммы, Монти тренировался в трех шерстяных свитерах. Бык отказался от каких-либо транспортных средств, за что и получил прозвище - «человек, который ходит пешком». Каторжный труд быстро дал свои плоды. Через два месяца Луис сбросил 20 килограмм. Он стал одним из главных винтиков идеального механизма Ювентуса, который 5 раз подряд выигрывал скудетто. И Поццо никак не мог обойтись без универсального солдата Монти ....

После того как на 76-й минуте Антонин Пуч открыл счет в финале мундиаля, жизнь Луиса и его партнеров по итальянцам висела на волоске. Тогда итальянские задницы спас еще один ориунди. Раймундо Орси за 9 минут до финального свистка удивительным ударом пробил Планичку. А в начале овертайма Скьявио замкнул пас Гуайты, сделав Италию чемпионом мира.

Луис Монти. Если победишь - умрешь, если проиграешь - тоже умрешь - изображение 5

Монти вспоминал: «За победу в финале нам обещали, что мы получим все, что захотим: женщин, деньги, автомобили, дома. Но меня это совсем не прельщало. Главный приз, который я получил за победу на Сундиале, был бесценным. Это была моя жизнь».

Оцените этот материал:
Комментарии
Войдите, чтобы оставлять комментарии. Войти
avatar
kre4et (Киев)
Отличная статья! Спасибо! Продолжайте в том же духе!
Ответить
1
0
Вернуться к новостям
Комментарии 1
avatar
kre4et (Киев)
Отличная статья! Спасибо! Продолжайте в том же духе!
Ответить
1
0

Новости Футбола

Лучшие букмекеры

Букмекер
Бонус