Приказано не пущать

5 февраля 2014, среда. 11:10


Одной из главных проблем украинского футбола давно является неумение работать на экспорт. В последние годы лишь Шахтер начал исправно зарабатывать на продаже собственных звезд. Впрочем, на пути к этому донецкий клуб обрезал крылья не одному талантливому исполнителю. Взорвавшая украинское футбольное пространство новость о самом настоящем интересе Ливерпуля к Евгению Коноплянке вселила надежду, что вслед за вингером Днепра и сборной Украины в Европу потянутся и другие украинские звезды его поколения, поколения, целиком и полностью выращенного уже после провозглашения независимости. Первого февраля официального сообщения о переезде, безусловно, талантливого футболиста в Англию так и не последовало, что подтолкнуло к идее вспомнить так и не состоявшиеся трансферы футболистов из Украины на Запад, которые могли повернуть футбольную историю по другому пути. Сразу отметим, что внимание также обратим и на легионеров, которые оказывались в "золотой клетке" вместе с украинскими коллегами.

После падения железного занавеса из стран бывшего СССР в Европу уехали многие настоящие мастера кожаного мяча. Литовченко, Протасов, Заваров, Михайличенко, Кузнецов, Канчельскис и другие, кто успешно, кто не очень успели поиграть на самом высоком уровне. Но были и те, кто на родине считался настоящей звездой, но кардинальные изменения устоявшегося образа жизни вынуждали хвататься за малейший шанс заработать на жизнь. Анатолий Демьяненко, возможно, лучший левый защитник средины 80-х в мире, доигрывал в Магдебурге и Видзеве, Андрей Баль и Владимир Бессонов обосновались в Израиле, Иван Яремчук пытался закрепиться в Германии, выступая за клуб Блау-Вайсс, Олега Тарана и Вадима Евтушенко заносило в Швецию, список можно продолжать долго. Но куда же без исключений. Виктор Скрипник в 1996-м перешел в Вердер, за который отыграл восемь лет. Правда, в его случае помогло сотрудничество с Берндом Штанге.

В любом случае из-за исхода целого поколения украинский футбол заметно обеднел, что автоматически привело к падению спроса на наших игроков со стороны зарубежных клубов. В середине 90-х самым интересным для иностранных покупателей можно было считать вариант с Виктором Леоненко. Кумир киевских болельщиков за те самые два гола в ворота московского Спартака демонстрировал футбол высочайшего качества, и не только на фоне условных запорожского Торпедо или ровненского Вереса. Леоненко забивал и в Лиге Чемпионов и за сборную Украины. По словам самого нападающего, ему всегда нравилось Монако, но поскольку услугами агентов он не пользовался, поэтому никаких соответствующих шагов и не предпринимал.

Виктор Леоненко был главной звездой украинского футбола начала 90-х, но не рискнул уехать в сильный европейский чемпионат
фото - Getty Images

Однако в то время Виктора пожелал заполучить Тоттенхэм. Понятно, что из-за отсутствия интернета и только-только становившегося рынка футбольных СМИ, история не получила той огласки, которой наверняка заслуживала. Согласитесь, интересно было бы посмотреть на Леоненко в компании Юргена Клинсманна, Тедди Шеррингема или Давида Жинола. Но сам же форвард признался, что в то время никуда уезжать не хотел, его все устраивало в Динамо. В итоге травмы, отсутствие диалога сначала с Сабо, а затем с Лобановским привели к тому, что Виктор Леоненко слишком рано закончил с футболом. Третье великое Динамо было создано Полковником уже без него.

Из команды образца 98-99 на Запад уехали пять футболистов. Шевченко, а чуть позже Каладзе в Милан, Лужный в Арсенал, Ребров в Тоттенхэм, а Максимов в Вердер. Славную компанию должен был дополнить, не побоимся этого слова, один из лучших в Европе персональщиков Александр Головко. Перед лидером обороны Динамо капитулировал не один европейский форвард, поэтому нет ничего удивительного, что защитником заинтересовался Ливерпуль. Слово самому футболисту: "Я ехал в Ливерпуль выбирать себе дом. Общался с тренером Жераром Улье. Однако быстро понял: я один из четырех кандидатов, приехавших на просмотр. Начался торг. Камерунец Сонг стоил 2,5 миллиона долларов, меня хотели продать за 8(!). На тот момент – это не цена для центрального защитника! Вернулся в Киев. Лобановский отправил узнавать мое настроение Игоря Суркиса. Было неприятно, но я справился. Думал, не уехал сейчас – уеду в другой раз" (интервью от 11-го января 2010-го года для Газеты.ua). Сам же Александр признался, что после этого мотивации у него хватило лишь на три месяца, после чего он стал снижать к себе требования. Доигрывал бывший капитан бело-синих в Китае и симферопольской Таврии.

В 2001-м Александр Головко мог оказаться с Робби Фаулером в одной команде
фото - Getty Images

В начале 2000-х у Динамо наконец-то появился конкурент на внутренней арене. Однако желание играть на равных с киевлянами вынуждало Рината Ахметова своих лучших игроков привязывать к Шахтеру золотой цепью. После голов в Лиге Чемпионов в ворота лондонского Арсенала и римского Лацио на горизонте карьеры Андрея Воробья замаячила Английская Премьер-лига. Предметный интерес к форварду проявлял все тот же Тоттенхэм, а также Астон Вилла и Бирмингем. Трансфер оценивался в семь миллионов фунтов, но, по всей видимости, Ринат Леонидович, который на тот момент уже был, мягко говоря, небедным президентом, предпочел оставить ударного нападающего у себя в команде. Вот только с приходом на тренерский мостик Мирчи Луческу Воробей сначала потерял статус основного форварда, после чего покинул Донецк, но ни в Днепропетровске, ни в Киеве, ни в Харькове он больше не демонстрировал той результативности, которая в свое время привлекла внимание англичан.

фото - Getty Images

Вместе с Воробьем в Шахтере Виктора Прокопенко и Невио Скалы ударную пару форвардов составлял Джулиус Агахова. Нигериец стал горняком в статусе одного из самых перспективных форвардом мира, что в том числе подтверждал гол в ворота Швеции на Чемпионате мира в Южной Кореи и Японии. В союзе донецкого клуба и футболиста все было хорошо до тех пор, пока СМИ не начали писать о желании МЮ и Арсенала заполучить Джулиуса. Но английские гранды не пожелали платить за форварда 20 млн фунтов, как того, по словам самого Агаховы, хотел Ахметов. Впрочем, это не помешало нигерийцу переподписать контракт, но в звезду мирового масштаба он так и не вырос.

%video=52f1f154f32df%

Наверное, стоит вспомнить и об Алексее Белике. Автор двух голов бисиклетой за один молодежный чемпионат мира так и не стал по настоящему основным форвардом Шахтера, хотя и забил больше 50-ти голов. В 2005-м его персона привлекла пристальное внимание московского ЦСКА, безраздельно правившего на тот момент в России, к тому же только-только завоевавшего Кубок УЕФА. Трансфер не состоялся, но и Мирча Луческу места в своей команде Алексею не нашел, хотя пробовал даже на позиции левого защитника. Впрочем, если бы в свое время Белик таки перешел в ЦСКА, мы бы никогда не услышали его легендарное заявление о "базар-лиге".

15 сентября 2004-го года сербский защитник команды киевского Динамо Горан Гавранчич забил свой лучший гол в карьере, отправив мяч прямым ударом со штрафного в ворота Ивана Пеллиццоли. Однако не только этот эпизод лигочемпионовского поединка против Ромы наверняка запомнился скаутам Фиорентины. Горан выделялся своей страстью, умением отбирать мяч, хотя к минусам можно было отнести некую авантюрность, которая часто приводила к проблемам. Тем не менее, этот недостаток с лихвой компенсировался преимуществами Гавранчича, поэтому флорентийский клуб был готов раскошелиться на приобретение динамовца. Все планы рухнули после озвученной Игорем Суркисом цены на своего воспитанника – президент Динамо рассчитывал получить за Гавранчича не менее восьми миллионов евро, что, конечно же, не устраивало скромную в финансовом плане Фиорентину. О том, что трансфер был более чем вероятен, говорит тот факт, что летом 2005-го Горан даже не поехал на предсезонные сборы с командой, готовясь к отъезду в Италию, но не сложилось.

%video=52f1f1944de03%

Зимой 2006-го Скуадра Виола вновь предприняла попытку заполучить серба, но и она не увенчалась успехом. После этого статистика Гавранчича начала стремительно ухудшаться. Гол в ворота Ромы так и остался пиком его карьеры, которую Горан завершил в возрасте 31 года.

В то же самое время мотивацию выступать в Киеве потерял один из лучших бразильцев в истории Динамо Диого Ринкон. Внутренний мир футболиста разрушило предложение от Бордо, которое не принял Игорь Суркис. Трансфер форварда оценивался в семь миллионов евро, что для жирондинцев было неподъемной суммой. Упустив момент для продажи Ринкона, Динамо и вовсе оказалось у "разбитого корыта". Бразилец начал набирать вес, нарушая всевозможные запреты. Все кончилось тем, что Юрий Семин во время первого своего прихода в Киев напрочь отказался работать с Диого. В 2009-м году стороны разорвали контракт по взаимному согласию.

фото - Getty Images

А вот кому не повезло с покупателем, так это Андрею Несмачному. Зимой 2007-го левый защитник Динамо должен был переходить в английский Блэкберн. Несмачный побывал на просмотре, согласовал условия личного контракта, предложенная "бродягами" сумма утраивала киевский клуб, Андрей уже готовился к переезду, но в последний момент Марк Хьюз сделал выбор в пользу Стивена Уорнока из Ливерпуля.

В 2008-м году лидер и нынешний капитан Шахтера Дарио Срна признался, что Ринат Ахметов в свое время не захотел его продать Фиорентине за восемь миллионов евро. К счастью донецкого клуба, хорват нашел для себя мотивацию прогрессировать и дальше и уже стал символом команды. Беда в том, что не все легионеры столь сознательны, как Дарио.

Напоследок, вспомним одного из самых неоднозначных футболистов. По данным СМИ, в разное время им интересовались Порту, Аякс, Лацио, Глазго Рейнджерс, Астон Вилла, Тоттенхэм (куда же без него), Рубин и даже МанСити с Ливерпулем. Но от форварда все время ждали, когда же он оправдает выдаваемые авансы. Время от времени он демонстрировал то, за счет чего у него сложилась репутация огромного таланта. Беда в том, что этот талант оказался зарыт где-нибудь в центре Киева или на пляжах Майями. А если бы Динамо все же пристало на одно из предложений (если оно действительно было), не исключено, что Артем Милевский все-таки стал бы одним из лучших форвардов Старого Света.

фото - Getty Images

Кто прав, кто виноват в несостоявшемся трансфере Евгения Коноплянки сказать сложно. На первый взгляд, переезду своей звезды воспротивился Игорь Коломойский, но если бы президент Днепра действительно был против продажи футболиста, он бы не давал добро на прохождение им медосмотра. Скорее всего, Ливерпуль попросту не доработал над оформлением сделки. Обидно, досадно, но ладно. Для Коноплянки абсолютно ничего не потеряно. Впереди Лига Европы и очередной визит в Лондон, а дальше борьба за чемпионство в Украине. Уже сам факт столь пристального внимания западных СМИ к переговорам между Ливерпулем и Днепром является для Жени огромным плюсом. Пусть эксперты и говорят, что на время Чемпионата мира о Коноплянке забудут, можно не сомневаться, что летом будет новое предложение, и хочется верить, что в этот раз покупатель начнется переговоры заблаговременно, а не за день до закрытия трансферного окна. И тогда у нас будет повод почитать обзор иностранных СМИ, на передовице которых будет: "Ukraine winger Yevhen Konoplyanka joins…"

P.S. Ровно год назад в редакции вспомнили одну байку (Всеволод Капелюшников озвучил, а Павел Соловей записал), которой вновь хочется поделиться с читателями, так как она прекрасно подходит к теме. 12 сентября 2002-го года разведчики английского Лидса приехали в Запорожье знакомиться с будущим соперником по Кубку УЕФА Металлургом. Команда Олега Луткова как раз играла с Александрией в чемпионате. Ну , посмотрели на запорожцев – соперник как соперник, можно брать, но при этом представителям Юнайтед приглянулся один из александрийских футболистов, который бежал, боролся, подыгрывал, в общем делал все, что нужно для Английской Премьер-лиги. Начали узнавать, оказался Сергей Чуйченко – лучший бомбардир в истории украинской Первой лиги. Вот только на тот момент ему уже было почти 34 года.




Следите за нами:
Мы в Viber Мы в Facebook Мы в Telegram

Лучшие букмекеры

Букмекер
Бонус

Новости Футбола

Все новости